ХРАМЫ КРЫМА
Введение
В течение сотен тысяч лет в Крыму сменяли друг друга племена и народы, возникали и исчезали государства. История полуострова насыщена событиями, его земля хранит памятники многих культур. Следовательно, на территории Крымского полуострова возникало множество святынь самых различных вер. Здесь были мечети, языческие святилища, православные и католические храмы. А так же различные монастыри.
Некоторые из храмов восстановлены или восстанавливаются, а некоторые так пока и остались руинами, которые хранят в себе историю различных народов и культур.
1.Чуфут-Кале
Мавзолей Джаныке-ханым
Перед воротами Орта-капу на Чуфут-Кале возвышается центрическое восьмигранное сооружение под черепичной крышей. Со стороны привратной площади к нему пристроен резной портал, образованный пилонами, перекрытыми массивной аркой. Погребальные сооружения такой конструкции — мавзолеи — в Крыму появились в XIV в. Их архитектура сложилась в малоазиатских княжествах, основанных турками-сельджуками на территориях, отнятых в XI—XII вв. у Византии. На крымско-татарском языке они назывались «дюрбе», или «дурбе». Арабская надпись, украшающая мраморное надгробие в мавзолее, гласит: «Это гробница знаменитой государыни Джаныке-Ханым, дочери Тохтамыш-хана».
Того самого золотоордынского хана Тохтамыша, который через два года после Куликовской битвы привел огромное войско под стены града Дмитрия Донского.
Мавзолеи вызывает немало вопросов. Удивляет его хорошее состояние — ведь окружающие постройки лежат в руинах. Сохранил ли он первозданный вид? Есть ли хоть малая доля истины в поэтических легендах, посвященных «государыне Джанике-Ханым»? В одной из них Джаныке-ханым — юная прекрасная девушка — жертвует собой ради спасения родного города, осажденного врагами, в другой — она гибнет вместе с возлюбленным, не покорившись жестокой воле родителей.
Прекрасный знаток истории Крыма А.Л. Бертье-Делагард в статье, посвященной древностям Чуфут-кале, вышедшей в 1920 г., писал о героине легенд: «С ее именем (Джаныке-ханым. — Авт.) связано несколько вздорных, мнимо народных рассказов, но точного исторического о ней ничего не известно».
Однако внимательное чтение сочинений мусульманских авторов XV в. убеждает, что Джаныке-ханым достаточно известная фигура не только в истории Крыма, но и Золотой Орды.
Перед человеком, входившим в город через открытые ворота, прежде всего открывалось величественное купольное здание мечети, расположенной на стыке Кенасской и Средней улиц, и лишь подойдя к нему, можно было справа на пригорке увидеть кырк-оркский «Тадж-махал» —дюрбе «великой государыни». Несомненно, что мечеть была гордостью мусульманской общины города, главным храмом Крымского ханства. Турецкий путешественник Эвлия Челеби застал мечеть уже закрытой, так как татары-мусульмане к этому времени покинули крепость, оставив ее караимам. Над входом он прочел и записал надпись-хронограмму, высеченную шрифтом джели: «Эту благословенную мечеть построил в 859 году (1455 г.) великий султан и высокий хакан, господин над царями арабскими и адзевшскими Хаджи-Гирей-хан, сын Гияз-ад-дин хана сына Эртогмаза. Да одарит его Аллах длительным существованием».
В 1928 г. руины мечети были раскопаны археологами. ............