Часть полного текста документа:Христианские основания сонатной формы Медушевский В. В. Соната, чего ты хочешь от меня? Б. Фонтенель (1657-1757) Сонатная форма - прекрасная и возвышенная. В ней спрятана тайна христианской антропологии. Это чудо я хотел бы представить вашему вниманию. Чтобы оценить суть откровения сонатной формы, нам нужна историческая перспектива. Существуют 4 самые общие формы организации материала. 1. повтор, 2. контраст, 3. развертывание, 4. развитие. Они просты, следовательно, гениальны. Русская культура учит нас словами св. Нектария Оптинского: "Во всем ищите великого смысла". Будем руководствоваться этим методом. (1) Повтор. В чем его гениальность? Всякий ли повтор гениальный? Бывают повторы нелепые, глупые, вялые. Повтора достойно то, что сродно вечности. Исходный смысл повтора - вживание в духовное состояние близости Богу. Сущность повтора - молитва, славословие, гимн. Что происходит в момент вживания? "Я прославлю прославляющих Меня", - говорит Господь (1 Цар. 2:30). Воспевающие славу увенчиваются любовью и удостаиваются приближения к Богу. Русский язык назвал это состояние вос-хищением, вос-торгом (от торгати - дергать). Греческий - энтузиазмом (в этом слове, по свидетельству лингвистов, спрятано понятие бога; буквальный этимологический перевод слова был бы "вбоженность", состояние вдохновения). Вблизи Бога действием любви время замедляется, точнее сказать - исцеляется: подъемное чувство настоящего охватывает не только крохотное до того мнимое "настоящее" время, но расширяется беспредельно; все бытие предстает в одномоментности. В таком просторе, преддверии вечности, и живет повтор. Чрез врата истинного повтора славы входят в человека богочеловеческие добродетели веры, надежды, любви, ревность жизни и истинное познание: божественные достоинства при повторе начинают видеться с большей отчетливостью, а это приносит не только радостное удивление и умножение познания, но и взрыв энтузиазма и укрепление ревности жизни ("Господь крепость моя" - Исх. 15:2; Пс.27:7). Познавая Бога, человек познает и себя, с удивлением открывая свою соборную природу и предназначенность для небесной любви. Ради осквернения этого исторически первого типа возвышенной организации музыки дьявол тут же изобрел антимолитву - заклинание. Оно живет иллюзией величия и тоже строится на повторе и вживании. Но во что?! В молитве человек, устремляясь к Чистейшему Богу, и сам имеет желание очиститься. В заклинании - подобно большевикам, хочет менять все вокруг, а самому не меняться. "По щучьему велению, по моему хотению". Хочу я, а исполняются мои хотения велением щуки, то есть дьявола. Семиотика доказала: многие народы проходили стадию лейтмотивного мышления. Музыкальные лейтмотивы обозначали имена божков; в посвященных им танцевально-магических действах их музыкальное имя звучало непрестанно (остинатно) в течении многих часов, а то и дней. Как показывают современные полевые исследования, под конец действа дьявол является в ожидаемом образе и европейский наблюдатель видит его. Повтор пронес себя через всю историю музыки. Возьмем, например, Музыкальный момент С dur Рахманинова. Какая бы там ни была форма, это уже второй вопрос, вспомогательный, а вся соль - во вживании в начальный образ, в неуклонный подъем духа, в силу и ликующую мощь бытия. В обрамляющей теме Первого фортепианного концерта Прокофьева слух потрясен силой мотивного повтора. ............ |