Задание 1
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас… когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Что бы милостыня твоя была втайне» (Евангелие от Матфея, гл.5, ст.1-4).
Обоснуйте верную или неверную форму подачи милостыни. Какую награду должен ожидать подающий милостыню: от окружающих, от нищего в качестве благодарности, от себя в качестве повышенной самооценки или по какой-нибудь другой причине?
Тема подачи милостыни ставит перед человеком несколько вопросов одновременно, в нескольких плоскостях, и можно легко отыскать убедительные аргументы как «за», так и «против» подачи милостыни. Кто-то может демонстративно давать деньги на улице – как будто укоряя тех, кто находится рядом и этого не делает, а кто-то может давать значительные суммы, например, на реставрацию храм и никто из его близких об этом может и не знать.
Почему люди помогают (хотят помогать) милостыней? Если человек верующий, то должен знать, что никакими добрыми делами он не сможет купить место в раю – оно даётся лишь по благодати, а значит, милостыней не суметь приобрести некое особое расположение Создателя. Давать милостыню в религиозных целях – это всё равно, что покупать индульгенцию, мысленно убеждая себя, что такой поступок зачеркнёт несколько грехов. Отсюда вывод: материально помогать нуждающимся можно только от чистого сердца, не преследуя никаких практических целей и не ожидая никакой награды.
Осознание того факта, что попрошайничество в крупных городах является формой бизнеса, пришло, наверное, к большинству. Это и пожилые люди, и инвалиды, и вымогатели-животноводы. Спонсировать жуликов не имеет никакого смысла – успешный бизнес всегда только развивается и расширяется. Вопрос, конечно, риторический, ведь среди сотни поддельных нищих может промелькнуть один настоящий, но помог ли подающий тому, кто действительно нуждается?
Мне импонирует мнение шоумена Сергея Стиллавина по этому поводу. Приведу цитату: «В нескольких источниках я встречал мысль примерно такого содержания: «Никогда не просите – сами придут и дадут!» (у Булгакова это точно было, да и в Библии попрошайничество особо, кажется, не одобряется). Так вот, я и решил однажды, что надо помочь тому, кто об этом не просит, но, судя по виду его, сильно нуждается. Я был в храме, и вдруг мне захотелось помочь какой-то бабушке, которая молилась – с очень светлым лицом, старенькая, сгорбленная, но ни на что не роптавшая. Тогда я подошёл и просто дал ей денег: она сперва опешила, но я понял, что деньги эти ей были далеко не лишними. И мне кажется, что именно таким образом и нужно реализовывать своё желание помочь кому-то – не совать на бегу мелочь первому, кто тянет ручонку, но помогать тем, кто, быть может, уже отчаялся облегчить своё положение»[1].
Я считаю, что если помогать кому-то, то нужно с кем-то объединиться и оказать конкретную помощь. Причем не просто дать денег, а, например, купить то, что необходимо и т.п.
«А нужно ли давать милостыню – это вопрос для ленивых, кому просто неохота организовываться и кто хочет откупиться от своей совести на бегу»[2]. ............