Малков П.Ю.
«Добро не в бедности и не в богатстве, но в нашем намерении»
Святитель Иоанн Златоуст
Сегодня, когда в нашем российском обществе вновь обрел свою силу голос Православной Церкви, ее суждения по самым различным вопросам заставляют прислушиваться к ней многих. И один из подобных вопросов, которым задаются составляющие немаловажную часть этого общества современные русские предприниматели (среди них немало и православных людей, для которых церковное мнение крайне важно), таков: может ли христианин быть человеком состоятельным?
На первый взгляд здесь все просто. Сама жизнь свидетельствует, что Церковь, в том числе и в лице ее высших иерархов, поддерживает многих представителей российского бизнеса, а значительная часть предпринимателей, в меру собственных сил и возможностей, помогает Церкви. Все это говорит о том, что она не только не избегает контактов со сферой бизнеса как чуждой для себя, но и с благодарностью готова принимать ее помощь.
Однако, хорошо известно и то, что представители самых различных «левых» — социалистических и коммунистических — идеологий и движений в своей борьбе за имущественное равенство, в войне за пресловутый принцип «все поделить», издавна любят в доказательство собственной правоты ссылаться на библейский текст и на творения древних христианских писателей. При этом они дерзко называют Самого Христа родоначальником их собственных политических и экономических теорий, а раннехристианские общины именуют первыми «коммунами».
Следует признать, что при обращении к Евангельскому тексту им действительно удается обнаружить некое внешнее сходство с собственными имущественными идеалами. Чего стоит хотя бы знаменитый эпизод с богатым юношей? Он приступает ко Христу с вопросом о том, что ему следует делать, чтобы унаследовать Вечную Жизнь, Спасение. Господь беседует с ним и убеждается, что этот юноша соблюл все основные нравственные заповеди ветхозаветного закона, что по образу жизни он вполне порядочный и благочестивый человек. И тогда Христос обращается к нему с неожиданным требованием: «еще одного не достает тебе: все, что имеешь, продай, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Евангелие от Луки, 18, 22). Юноша не находит в себе сил отказаться от богатства и опечаленный уходит. Из этого рассказа действительно очень легко сделать вывод, что имущественное благополучие препятствует Спасению человека. Тем более, что за требованием Христа к богатому юноше в Евангельском тексте следуют знаменитые слова про «игольные уши» и верблюда: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Евангелие от Луки 18, 24).
Если мы обратимся к творениям христианских Святых Отцов, то увидим, что и у них немало нелицеприятных слов сказано о богатстве. Вот одно из самых резких высказываний на эту тему святителя Иоанна Златоуста: «богатство душу делает гнусною, — а что бесчестнее этого»?
Так значит, не зря отождествляют идеал нищеты и христианство? Значит, недаром считают древних христиан первыми идеологами коммунистической утопии?
Но в творениях того же святителя Иоанна можно найти и мысли совсем другого рода: «Не то я говорю, чтобы иметь богатство было грешно, грех — не разделять его бедным и худо пользоваться им». ............