Часть полного текста документа:Художественная летопись Москвы в картинах А.М.Васнецова Внешний облик и жизнь современной Москвы пронизаны ритмами XX века. Взметнувшиеся ввысь конструкции строгих зданий из стекла и бетона, потоки мчащихся по широким проспектам автомашин, неоновые рекламы, нескончаемое движение разноязыкой людской массы. И вместе с тем Москва - город седой старины, бережно хранящий свою национальную самобытность. Это и древний Кремль, и архитектурные комплексы бывших монастырей, маковки церквей, старинные усадьбы. Многие художники разных времен запечатлевали облик великого города. Имя замечательного русского художника Аполлинария Михайловича Васнецова хорошо нам знакомо с детства. Репродукциями его работ иллюстрируются школьные учебники, новейшие исторические труды и путеводители по Москве. Наиболее известные его исторические картины находятся в центральных музеях страны. Впервые "младший Васнецов" , как называли Аполлинария в отличие от старшего брата Виктора Михайловича, приехал в Москву в конце 70-х годов прошлого века и был поражен ею. Как завороженный гулял с альбомом около Кремля, любовался домами, улицами, площадями, делал зарисовки. Особенно интересовали художника памятники архитектуры, в которых он видел живых свидетелей исторических событий. "Проникновение в темную даль времен посредством пейзажа меня привлекало давно", - говорил художник, вспоминая то время. Но приступил он к работе над ставшими потом знаменитыми полотнами в 90-е годы XIX века уже академиком живописи, когда ощутил мастерство и накопил знания. А.М.Васнецов - подлинный художественный летописец старой Москвы. В своих картинах он воссоздает облик древнего города и его ушедшую архитектуру. Мы видим, как строилась столица, как изменялся Кремль, в каких домах жили москвичи, какие у них были обычаи, как они одевались и развлекались. Один из современников художника вспоминал: "Думалось, как же может человек так изучить и так изображать старину. Словно ведь с натуры списано. Показывали же старину многие художники, но в их картинах жили только люди, а здесь живет, дышит и рассказывает каждый камень стены, каждая маковка церкви, каждое бревно сруба". Первой серьезной работой уже прославленного пейзажиста, пробудившей интерес к истории Древней Руси, были иллюстрации к юбилейному изданию М.Ю.Лермонтова 1891 года "Песни о купце Калашникове". А в 1897 году С.И.Мамонтов приглашает художника оформить "Хованщину" М.П.Мусоргского в Частной русской опере. В результате появились блестящие эскизы декораций, отмеченные В.В.Стасовым. Часто Аполлинарию Михайловичу задавали вопрос, почему он так увлекся старой Москвой. "На это трудно ответить,- говорил он. - Может быть, потому, что я люблю все родное, народное, а старая Москва - народное творчество в жизни прошлого... Я в продолжение 10 лет жил напротив Кремля в Кокоревском подворье, постоянно имея перед собой этот всемирного значения памятник средневековья. Но едва ли не главной причиной было то, что я вообще люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их. Все это, вероятно, и послужило главной причиной тому, что для всех интересующихся искусством на мне написано: "Старая Москва". Да, прежде чем создавать каждую из картин, художник много работал как ученый-исследователь. ............ |