ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ: ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЙ И ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Симферополь 2010
1. ОНТОГЕНЕЗ И ДИНАМИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
ПАРАГРАФ 1. ПОНЯТИЯ: «ВОСПИТАНИЕ», «НАУЧЕНИЕ», «ОБРАЗОВАНИЕ»
художественное эстетическое воспитание онтогенез
Человек является одной из сложнейших систем мироздания. Сложность его детерминирована сопряжением биологического, социального и культурного начал, которые вне человека в «чистом» виде чаще противопоставляются, нежели взаимодействуют. Человеку дана лишь возможность стать человеком, подлинную человеческую сущность каждый индивид обретает в процессе целенаправленной деятельности окружающих (и его самого), способствующей его социализации и культурации.
Очеловечивание человека есть педагогическая деятельность в широком смысле слова. Отсутствие у человека, в отличие от животных, генетически наследуемой программы поведения обусловило необходимость появления на начальной стадии культурогенеза социального института «Учитель. Функция системы «Учитель» заключалась не только в «хранении» культурного наследия, но и в его передаче каждому новому поколению.
Человек и творит культуру, и творим ею. Творит в процессе деятельности, видовое строение которой детерминирует развитие соответствующих культурных потребностей, способностей, умений, необходимых и достаточных механизмов осуществления деятельности. Создаваемые человеком предметы культуры, обретая «собственное бытие», становятся объективированными субъектами, несущими человеческий смысл и человеческое содержание. В процессе культурации человечество «изобрело» соответствующие «технологии», способствующие формированию и развитию культурных потребностей, культурных способностей, культурных умений индивида: воспитание, научение, образование.
Воспитание является древнейшим культурным механизмом посредством которого происходит приобщение человека к Роду человеческому. Используется в более расширительном толковании - «выращивать» и указывающее на связь с процессами рождения, питания, роста, имеет, на наш взгляд, глубокий смысл и выявляет сущность современного значения понятия «воспитание». Именно воспитание, как «питание» индивида духовной «пищей», обусловливает рождение и взращивание подлинно человеческого в человеке.
Так, воспитание - это формирование системы ценностей человека, с ее специфическим содержанием и иерархической структурой. И в этом его принципиальное отличие и «от образования как процесса передачи знаний, и от научения как способа передачи умений».
Основная функция воспитания, как культурной «технологии», - формирование у индивида ценностного отношения, развитие ценностного сознания, обретение им ценностной ориентации посредством выстраивания ценностной иерархии. Отсюда один и тот же предмет («носитель ценности») может иметь (и имеет) разную ценность для разных людей. Вырабатывая ценностные ориентиры, человек обретает личностные смыслы своей деятельности.
Художественные ценности вырабатываются в результате общения индивида с искусством, а нравственные - в общении со значимыми другими и собственных нравственных поисков; эстетические ценности не могут быть выработаны в антиэстетической среде, а социально-политические - вне участия в общественной жизни и т. ............