Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Орловский областной колледж культуры и искусств
Курсовая работа
по дисциплине:
«Народное художественное творчество»
На тему: Художественное своеобразие и выразительные элементы представлений фольклорного театра «Петрушки»
Подготовил: студент
IV курса специализации ПТП
Зубов Е.Н.
Преподаватель: Васильева Н.И.
Орел – 2005
Содержание
I. Самобытность народного театра «Петрушки» как формы
городского зрелищного фольклора России
II. Художественное своеобразие и выразительные
элементы представлений фольклорного театра «Петрушки»
1. Содержание и сюжетная основа петрушечных
представлений фольклорного театра
2. Художественно-выразительные элементы образа «Петрушки».
III. Социальная и эстетическая сущность фольклорного театра «Петрушки»
I. Самобытность народного театра «Петрушки»
как формы городского зрелищного
фольклора России
О формах городского зрелищного фольклора в первую очередь нужно сказать о эпохе Петра I. В эпоху Петра I в городах России резко увеличилось количество ярмарок (ярмонки). Ярмарки устраивались перед большими праздниками. Праздники включают элементы и формы различных традиций, сфер быта, культуры и искусства. Первоначально народно-ярморочная культура вбрала в себя строгую регламентацию и обрядность, магические и языческие функции. Главным элементом городского зрелищного фольклора является площадное искусство.
Средние слои горожан участвуют в формировании своего площадного искусства. На ярмарки стекались народные увеселители. Они возводили трактиры, карусели, качели, цирковые и театральные балаганы, позднее – эстрады. Ярмарочная площадь стала местом различных массовых развлечений и забав.
Между русскими ярмарочными увеселениями и западноевропейскими явлениями ученые (М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев, А.Ф. Некрылова, Н.И. Савушкина) обнаруживают сходство художественных средств и стилистических приемов, слияние двух культур – аграрной и индустриальной. Ярмарочный площадной театр вбирает в себя многие постановочные приемы, различные пиротехнические и световые эффекты, яркие костюмы и репертуар европейского искусства. Ему не были чужды и традиционные народные зрелища, выступления лицедеев и балагуров. В жизни русских городов фольклорный театр занимал весьма заметное место. Приспособив все виды искусства к потребностям своего посетителя, он оказывает большое воздействие на его вкусы и запросы.
Особой популярностью на ярмарках и народных гуляньях пользовались петрушечные представления и являлись формой городского зрелищного фольклора.
Первые кукольные представления с главным действующим лицом – Петрушкой появились в I половине XIX столетия. На страницах бытовых очерков и лубочных книжек его имя упоминается с 1840-х годов.
В России прошлого века комедия о Петрушке не знала себе равных среди других типов кукольного театра по степени популярности у простого населения по широте распространения (от Петербурга до Сахалина и от Архангельска до северного Кавказа), по злободневности, остроте и убийственной силе смеха. ............