Часть полного текста документа:Художественные средства и их использование в творчестве живописцев авангарда начала XX века Авангардизм- совокупное название сложившихся в 1900-е годы художественных тенденций, для которых характерно выраженное в полемической форме противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как окружающим социальным стереотипам в целом. Как и предварившие его направления модернизма, авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были гораздо более решительными, анархически-бунтарскими. Не удовлетворяясь созданием изысканных "очагов" красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, "поэтику улицы", хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип "антиискусства", отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом. Постоянно влекли авангард "странные миры" новой науки и техники из них он брал не только сюжетно-символические мотивы, но также многие конструкции и приемы. С другой стороны, в искусство все активнее входила "варварская" архаика, магия древности, примитив и фольклор (в виде заимствований из искусства негров Африки и народного лубка, из других "неклассических" сфер творчества, прежде выносимых за рамки изящных искусств). Мировому диалогу культур авангард придал невиданную остроту. Преобразования охватили все виды творчества, но изоискусство постоянно выступало инициатором новых движений. Мастера постимпрессионизма предопределили важнейшие тенденции авангарда; его ранний фронт наметился групповыми выступлениями представителей фовизмаи кубизма. Фовисты не считались ни с какими установленными в европейской живописи законами: перспективы, светотени, постепенного сгущения или смягчения света, первенства рисунка в структуре картины. "Исходный пункт фовизма, - писал Матисс, - решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым жёлтым - первичным элементам, которые будоражат наши чувства. Матисс отказался от смешения цветов светотени и мелких деталей - ничто не должно было снижать звучность краски. Другим выразительным средством в его картинах была точно отработанная линия. Художник подчёркивал каждое движение, каждый контур линией; она иногда выглядела своеобразной рамкой, в которую заключена форма. Мастер кубизма - художник Пабло Пикассо - отвергал иллюзорную трёхмерность, перспективу, светотень. В своих работах он дробил предметы и фигуры на составные части, упрощал их до строгих геометрических форм: кубов, конусов, полусфер, цилиндров. Аналитический кубизм - новая стадия развития кубизма: контуры стали прерывистыми, грани представали не в положенных по законам перспективы ракурсах, а разворачивались в сторону зрителя. Большие, цельные объёмы распадались на множество мелких. Затем художники начали вводить в живописные полотна реальные предметы и материалы разной фактуры. ............ |