И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов.
Литература 60-х гг. XIX века отличается от предшествующего культурного периода тем, что авторы сосредотачивают внимание на наиболее актуальных проблемах общественной жизни, а произведения адресуются непосредственным участникам социально-политических споров. Романы Тургенева, Достоевского и Толстого предлагают разнообразные варианты решения мыслительного кризиса, характеризующего сознание современников. Каждый писатель стремится предложить свою программу переустройства общества, в художественных образах воплотить идеал. Творчество Тургенева свидетельствует о намерении писателя максимально отобразить жизнь в ее конфликтности, представить весь спектр индивидуальных ориентаций, изучить и каталогизировать различные социальные типы. Постижение народной жизни в «Записках охотника» гармонично соотносится с исследованием влияния новых идей на умонастроения людей, собственной жизнью проверяющих величие и ущербность идеологических веяний («Накануне», «Рудин», «Дым»). Мастерство писателя заключается в стилистической изысканности повествований, отражающих накал общественных страстей.
Тургенев следует традициям русской культуры и во многом пересматривает классические темы и мотивы. Сюжетная ситуация «русский человек на „rendez-vous“» наполняется автором «Дворянского гнезда» новым содержанием. Художник извлекает событие, известное по культуре первой половины XIX века, из литературного контекста, подвергает его анализу с точки зрения изменившихся социальных приоритетов. В результате обнаруживается, что причины нерешительности героя в сцене свидания заключаются в том, что «лишний человек» способен себя проявить не в конкретном поступке, а исключительно в декларировании активности и призывах к действию.
Писатель находится в поиске героя, способного предъявить миру творческую сознательность в качестве доказательства осмысленного существования и осознанного жизненного выбора. Гипотетические векторы ее направленности различны; она может выражаться и в самоутверждении человека, и в программе переустройства общества, но всегда является свидетельством независимости мышления и практической инициативы. Интерес Тургенева к оригинальной личности связан прежде всего с задачей решить вопрос о перспективах России. Именно это и составляет специфику основного конфликта романа «Отцы и дети». Произведение посвящено В. Г. Белинскому, это указывает на определенный код восприятия конфликта. Имя демократического критика ассоциировалось со свободолюбием и особыми симпатиями к той части общества, которая выражала идею эмансипированности человека от антигуманной общественной системы. В ранней редакции роман предварялся фрагментом беседы «молодого человека» с «человеком средних лет». Суть диалога сводилась к спору о форме и содержании общественной позиции. Именно этот аспект станет доминирующим в конфликте романа «Отцы и дети».
Уже само название подразумевает антиномичность системы образов произведения. Павел Петрович и Базаров обозначены в сюжете как непримиримые антагонисты; другие действующие лица – Николай Петрович, Аркадий – являются участниками спора, но позиция их не столь активна в сравнении с категоричностью взглядов героев-идеологов. ............