Часть полного текста документа:Идея свободного воспитания в альтернативной педагогике Л. Струценко Интерес к проблеме развития идеи свободного воспитания определяется современной социокультурной ситуацией, ориентированной на общечеловеческие идеалы и идею свободного развития каждого члена общества; положением в системе образования, характеризующимся сменой парадигм в педагогической науке и практике; тенденциями в области образования, суть которых состоит в обращении к мировому историческому прошлому, преемственности духовных идеалов и ценностей, их реализация в современных условиях. Ориентация общества на ценности общечеловеческого и национального характера обусловливает актуальность исследования отечественного и зарубежного педагогического наследия, в котором идея свободного воспитания занимает ведущее место. Рубеж XIX-XX в.в. стал временем своеобразной научной революции в педагогике, положившей начало формированию научно-педагогических парадигм, определивших характер образования в развитых странах на протяжении всего столетия. Кроме того, по мнению современных исследователей (Днепров Э. Д., Корнетов Г. Б.), русская педагогика указанного периода развивалась в тесном взаимодействии с западной. Именно в эти годы наметились первые пути сотрудничества педагогической общественности разных стран и создались возможности интеграции культур. Таким образом, анализ русской и зарубежной педагогики конца XIX- начала XX в.в. в их самобытности и взаимодействии - путь к более глубокому осмыслению и пониманию современных проблем педагогической науки и образования, обогащению педагогической культуры современного общества. Рубеж XIX-XX в.в. дает яркий спектр педагогических концепций и образовательных проектов, которые стали основой альтернативных педагогических движений в разных странах, дали импульс развитию гуманистической педагогики сегодняшнего дня и могут служить фундаментом для формирования новых направлений педагогической теории и практики. Среди них: Свободная школа Александра Нейлла (Саммерхилл-скул); Антропософские школы Рудольфа Штейнера; "Дом свободного ребенка" Марии Монтессори; Воспитывающая школа без принуждения и наказания П. Петерсена (Йена-план); "Школа без принуждения" Селестена Френе; Теория свободного воспитания Л.Н.Толстого (Яснополянская школа) и К.И.Венцеля (Дом свободного ребенка). Многими зарубежными и отечественными исследователями сравнительной педагогики и международного образования (П. Монро, Ш. Летурно, К. Шмидтом, Э. Майерсом, Ф. Ге, П. Соколовым, М.И. Демковым, П.Ф. Каптеревым, Н.К. Гончаровым, Н.К. Константиновым, Ш.И. Ганелиным, М.В. Богуславским, Г.Б. Корнетовым) рассматривались сущность идеи свободного воспитания, ее связь с историческими событиями социума. Отражены в западноевропейской и отечественной общественной мысли и проявления в педагогических теориях и опыте воспитания. Идея свободного воспитания в сравнительной педагогике выступает как сложное социальное, культурное и личностное явление, развитие которого определяется объективными и субъективными факторами. Становление и развитие идеи свободного воспитания тесно связаны с социокультурным развитием государства. ............ |