Часть полного текста документа:Иеремия Бентам А.А. Баканов, А.Ф. Грязнов Бентам (Bentham) Иеремия (Джереми) (1748-1832) - английский правовед, философ, экономист и общественный деятель. Его главное филос. произведение - "Введение в принципы нравственности и законодательства" - было написано в 1780, но впервые опубликовано лишь в 1789 по просьбе друзей автора. В первоначальном варианте текста, который назывался "Введение в уголовный кодекс", Б. нашел ряд недостатков, которые устранял в течение нескольких лет. В 1823 вышло расширенное и дополненное издание произведения, содержащее 17 глав. Оно вошло в первый том одиннадцатитомного собр. соч. Б., издававшегося в Эдинбурге с 1838 по 1843. Первое рус. издание вышло в 1867. Исправленное и дополненное переиздание данного перевода осуществлено в 1998. Б. рассматривал "Введение" как подготовительный текст и в известной мере как развернутый план для написания целой серии трактатов по вопросам юриспруденции и моральной философии. "Введение" явилось основополагающим текстом для нескольких поколений философов-моралистов, а также юристов. Как этическое произведение оно содержит первое и наиболее полное изложение доктрины утилитаризма. В основе позиции Б. лежит "принцип полезности", согласно которому любые действия следует поощрять или порицать в зависимости от их тенденции усиливать или ослаблять пользу для отдельного индивида или группы лиц. Этот принцип не доказуем на основе к.-л. др. принципа, ибо имеет абсолютно фундаментальный характер. Впоследствии Б. стал называть данный принцип "принципом наибольшего счастья", имея в виду, что все законы и общественные ин-ты следует оценивать с т.зр. того, насколько они способствуют наибольшему счастью наибольшего числа людей. Правда, при этом он считал совершенное счастье нереальным и говорил о необходимости стремиться лишь к возможному счастью. Б. никогда не претендовал на приоритет в открытии рассматриваемого принципа, называя в качестве своих непосредственных предшественников Ф. Хатчесона, Ч. Беккария, Д. Пристли и К. Гельвеция. Он также подчеркивал то влияние, которое на него оказала третья книга ("О морали") работы Д. Юма "Трактат о человеческой природе". Однако никто до Б. столь последовательно не опирался на сам "принцип полезности", выводя из него все конкретное содержание этической и юридической теории. "Принцип" действует в четырех сферах: физической, политической, моральной и религиозной. В последней его действие наименее постоянно. Б. считал, что христианская мораль слишком опирается на альтруизм, а это опасно для общества, ибо способно нарушить его единство. Наиболее же постоянно действие "принципа" в первой сфере ("физическая санкция" присутствует во всех перечисленных сферах, включая религиозную, в той мере, в какой та имеет отношение к посюсторонней жизни). Этический утилитаризм является "консеквенционализмом": при моральной оценке человеческих действий принимаются во внимание только последствия действий. Иметь хорошие намерения и мотивы - еще не значит быть нравственным человеком. В этом утилитаризм противостоит основным принципам кантианской этики. Англ. мыслитель отнюдь не предполагал, что все люди именно с помощью "принципа полезности" будут регулировать свое поведение, ибо каждый, как он подчеркивал, стремится максимизировать свое личное счастье, а не действует на основе одного лишь чувства долга. ............ |