Часть полного текста документа:Игорь Федорович Стравинский (1882-1971) Русский композитор, дирижёр. Сын певца Ф.И.Стравинского. В 1900-05 занимался на юридическом факультете Петербургского университета. С детских лет учился игре на фортепьяно у А. П. Снетковой и Л. А. Кашперовой. В 1903-05 брал уроки композиции у Н. А. Римского-Корсакова, которого называл своим духовным отцом. Многие годы был дружен с С. П. Дягилевым. В "Русских сезонах" в Париже прошли премьеры балетов Стравинского "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911), "Весна священная" (1913), принесшие композитору мировую славу. С 1910 подолгу жил за рубежом. С 1914 обосновался в Швейцарии, с 1920 - во Франции, с 1939 - в США (в 1934 принял французское , в 1945 -американское подданство). Вёл широкую концертную деятельность (дирижировал преимущественно собственными сочинениями , выступал и как пианист). В 1952(?) состоялись авторские концерты в Москве и Ленинграде. Творчество Стравинского отличается образно-стилистической множественностью, однако подчинённой в каждый творческий период своей стержневой тенденции. В русский период (1908-начала 20-х гг.), вершинными произведениями которого являются балеты "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная", хореографические сцены "Свадебка" (1917, окончательный вариант 1923), Стравинский проявлял особый интерес к древнейшему и современному ему русскому фольклору, к ритуальным и обрядовым образам, к балагану, лубку. В эти годы формируются принципы музыкальной эстетики Стравинского , связанные с "театром представления", закладываются основные элементы музыкального языка "попевочный" тематизм, свободный метроритм, остинатность, вариантное развитие и т.д. В следующий, т. н. неоклассицистский, период (до начала 1950-х гг.) на смену русской тематике пришла античная мифология, существенное место заняли библейские тексты. Стравинский обращался к различным стилевым моделям, осваивая приёмы и средства европейской музыки барокко (опера-оратория "Царь Эдип", 1927), технику старинной полифонии ("Симфония псалмов" для хора и оркестра , 1930) и др. Названные сочинения , а также балет с пением "Пульчинелла" (на темы Дж. Б. Перголези, 1920), балеты "Поцелуй феи" (1928), "Орфей" (1947), 2-я и 3-я симф. (1940, 1945), опера "Похождения повесы" (1951) - не столько высокие образцы стилизации, сколько яркие оригинальные произведения (используя различные историко-стилистические модели, композитор в соответствии со своими индивидуальными качествами создаёт современные по звучанию произведения). Поздний период творчества (с середины 1950-х гг.) характеризуется преобладанием религиозной тематики ("Священное песнопение", 1956; "Заупокойные песнопения", 1966, и др.), усилением роли вокального начала (слова), свободным использованием додекафонной техники (однако в рамках присущего Стравинскому тонального мышления). При всей стилистической контрастности творчество Стравинского отличается единством, обусловленным его русскими корнями и наличием устойчивых элементов, проявляющихся в произведениях разных лет. Стравинский принадлежит к числу ведущих новаторов 20 века. Он одним из первых открыл новые музыкально-структурные элементы в фольклоре, ассимилировал некоторые современные интонации (напр., джазовые), внёс много нового в метроритмическую организацию, оркестровку, трактовку жанров. Лучшие сочинения Стравинского существенно обогатили мировую культуру и оказали воздействие на развитие музыки 20 века. ............ |