Часть полного текста документа:Игра и личность: первые шаги Наталья Микляева канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования МГПИ, г. Москва Если взрослому попытаться вспомнить свое детство, то в памяти всплывут любимые игрушки, в лучшем случае - любимые игры, но сам процесс игры восстановить практически невозможно. Поэтому нам тяжело будет определить, когда, играя, мы выбрали свой жизненный путь, сформировали свое отношение к людям и обстоятельствам, научились решать проблемные задачи. Между тем это началось еще тогда, когда мы не умели даже формулировать свои мысли. "Мне приснился однажды сон, - рассказывает Алеша Г. - Меня кто-то тронул за плечо, и я проснулся. Я спросил: "Ты кто?". Мне ответили: "Я - мир". "Что такое мир? - сказал я. - Я забыл". - "Мир - это место, где живут люди". Осознание того, что каждый из нас существует в этом мире, возникает обычно к 3-4 месяцам жизни. "Мы" - это "Я + мама". Малыш нервничает, когда мама раздражена, смеется, когда у нее на душе спокойно, плачет, когда она волнуется, и т.д. (Э. Эриксон): будет ли казаться мир добрым и прекрасным или, наоборот, угрожающим и полным опасностей? Насколько потом эта установка повлияет на отношение к окружающим людям? "Плохим" или "хорошим" будет считать человек мир вокруг себя? Игровые ситуации, которые создает в это время мама, должны быть направлены на появление эмоциональной синтонии, т.е. созвучности эмоциональных переживаний детей и взрослых. Синтонии способствуют все фольклорные игры (колыбельные песни, потешки, приговорки и т.д.) во время непосредственного эмоционального общения близкого взрослого и малыша. Эмоциональное сближение вызывают любые совместные дела, когда мама или папа начинает знакомое ребенку действие, чуть затягивает следующий шаг, а затем уступает инициативу малышу, лишь корректируя завершение действия. Постепенно малыш должен осознать границу между собой и внешним миром, отличать "Я" и "Не Я": "Того, кто хочет" и "того, кто это обеспечивает". После того, как появилась дифференциация между "Я" и "Не Я", начинает формироваться противопоставление "Я" - "Другие". Именно поэтому примерно в 8 месяцев дети начинают узнавать "своих" и "чужих", бояться и плакать при встрече с незнакомым человеком, пытаются спрятаться. В это время особенно важно поддержать уверенность малыша в том, что родители рядом и могут всегда прийти на помощь. Полезны игры, связанные с исчезновением и появлением, т. е. так называемые "Пряталки" и "Появлялки". Они дают возможность почувствовать "наличие" своего "Я" через восприятие значимых близких и являются прекрасной профилактикой невротических нарушений в более старшем возрасте, связанных со страхом "потери себя" при столкновении с внешним миром, в том числе c людьми, обладающими более выраженными волевыми качествами. Следующая ступень: "Не Я" может быть "Тем, кто за меня" или "Тем, кто против меня". Если папа и мама пытаются воспитать у малыша "стойкость" и "терпение" и не подходят ночью к его кроватке, когда тот плачет навзрыд ("Поплачет и перестанет, - думают они, - зато вырастет настоящим мужчиной"), то скорее всего они сформируют у него подсознательную установку на то, что он никому не нужен, что "другие", даже самые родные люди, могут быть против него. Конечно, такая установка не возникает в один момент, и будет необходимо еще не одно "подтверждение" такого "вывода" ребенка, однако уже сейчас маленький человечек учится верить или не верить тем, кто его воспитывает. ............ |