РЕФЕРАТ
ИГРА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЬИ
Семейная жизнь напоминает айсберг. Большинство людей видит лишь его малую надводную часть и обманывает себя, думая, что видит его целиком. Некоторые, правда, догадываются, что айсберг - несколько больше, но не знают, что же именно представляет собой его невидимая часть. Такой образ семьи рисует создатель семейной психотерапии Вирджиния Сатир [2]. Она пишет, что, не зная всех тонкостей семейной жизни, можно направить ее в опасном направлении. Подобно умению опытного капитана, который должен учитывать форму и размеры скрытой части айсберга для того, чтобы корабль спокойно прошел по намеченному курсу, жизнь семьи зависит от того, насколько ее члены понимают, осознают и учитывают чувства, потребности, намерения, побуждения и мысли как себя самого, так и друг друга. А они нередко скрыты именно в подводной части, заслонены от нас повседневными событиями, привычными словами, действиями и поступками.
Для здоровых, зрелых семей характерны такие качества, как высокая самооценка, подвижные и гуманные правила, ориентированные на принятие другого человека. Члены таких семей способны к гибкому приспособлению к любым возможным изменениям условий жизни.
Отклонение от нормы психологического здоровья в семье характеризуется, как правило, преобладанием удовлетворения каждым членом семьи своих личных потребностей и снижением внимания к потребностям остальных. Но для единства семейных взглядов и ценностей, для принятия норм и правил семьи, чувств и мыслей каждого её члена необходимо прежде всего доскональное знание и прочувствование сложившихся норм поведения, то есть развитие социальной и “эмоциональной” компетенции. Особенно важна она для молодых членов семьи. Формирование социальной и “эмоциональной” компетенции помогает детям постепенно отойти от их эгоцентрической позиции и научиться рефлексировать свое поведение, поведение других людей и сравнивать его с нормами поведения.
Социальная компетенция воспитывается постепенно, начиная с самого рождения. В оптимальном случае родители должны развивать у ребенка чувство надежности, стабильности, устойчивости. Для помощи в воспитании социальной компетенции существуют специальные игры и упражнения.
Сейчас на рынке представлено огромное количество игр, направленных на развитие когнитивной стороны личности ребенка, на развитие абстрактного мышления, внимания, памяти. Это бесконечные потоки самых разнообразных Puzzle, альбомов с наклейками, ребусов, головоломок и т.п. Из интеллектуальных игр наиболее известны шахматы, шашки. По сравнению с этим ощущается явный дефицит игр, заставляющих задуматься о собственном поведении и психологических особенностях как себя самого, так и других людей. Причем эта ситуация характерна не только для России. На Западе уже существуют попытки создания подобных игр. Одна из таких попыток была предпринята немецким психотерапевтом из г. Карлсруэ Гюнтером Хорном, который разработал настольную психологическую игру для детей младшего и среднего школьного возраста, а также для их семей.
Игра состоит приблизительно из 170 карточек, на которых напечатаны фразы, характеризующие различные аспекты социальной и “эмоциональной” компетенции. По желанию ребенок может сам дописывать или допечатывать карточки (специально для этого оставлено несколько пустых карточек). ............