Часть полного текста документа:Игромоделирование в системе повышения квалификации специалистов по физическому воспитанию детей и учащейся молодежи Кандидат педагогических наук М.Г. Кошман, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Гомель В последнее время очень интенсивно и кардинально меняется социокультурная и образовательная ситуация в социуме. Трансформируется социальный заказ системе образования, которая под воздействием внешних условий и исходя из своей онтологии динамично развивается. Об этом свидетельствуют инновационные процессы и опытно-экспериментальная работа, которые пронизывают всю образовательную систему. Поэтому учитель находится в развивающейся социокультурной и образовательной среде и никоим образом не может быть в стороне от этих процессов, а должен быть их главным деятельностным субъектом. На это его нацеливают и государственная политика в области образования, и модернизация школьной реформы, и, что самое главное, его онтология, сущность профессионально-педагогической деятельности, поскольку, занимая гражданскую и профессиональную позиции, взяв на себя социально-педагогическую ответственность за будущее страны, он должен качественно осуществлять свою педагогическую деятельность по выполнению основной миссии образования в социуме - этой форвардной зоны развития общества. Особенно это характерно для стран СНГ после социально -политических трансформаций конца ХХ века. Анализ научно-педагогической и методологической литературы свидетельствует, что наиболее эффективным средством в этом отношении являются методы активного обучения, или игромоделирование (по терминологии профессора О.С. Анисимова). По мнению крупнейшего специалиста по игровому обучению профессора С.Д. Неверковича, необходимо строить теорию и практику новой дидактики - дидактики образования взрослых, основанной преимущественно на игровых способах обучения. Широкое распространение игровой практики в системе повышения квалификации (СПК) произошло в связи с большими возможностями игры в решении педагогических, дидактических, научных, практических, управленческих и других проблем. Известно, что игры способствуют лучшему формированию знаний, трансформации знаний в профессионально-педагогические умения, развитию сознания и личности, формированию творческого мышления и способностей человека. Для СПК важнейшей особенностью игрового метода, на наш взгляд, является то, что он имеет потенциальные возможности для осуществления развивающего эффекта в образовательной ситуации. Этот эффект выражается: во-первых, в отказе или трансформации сложившихся ранее стереотипов профессионального мышления и осознании более широких возможностей тех понятийных средств, которые были предложены обучающимся; во-вторых, в установке на использование организационной формы, аналогичной той, которая реализовалась в игре, при решении проблем в своей практической деятельности; в-третьих, в сознательном включении в педагогическую практику критериальной базы логической оценки решения проблем в профессиональной деятельности. При этом следует иметь в виду следующее важное обстоятельство. Практика профессиональной управленческой деятельности нередко доформировывает специалистов. В процессе же их переподготовки нет возможностей построения для них новой реальной практики, но как раз участие в играх открывает перед ними перспективу в имитационной форме представить и пережить своеобразие этой новой практики и выявить свои потенциальные управленческие умения. ............ |