Часть полного текста документа:Игровая учебная деятельность Гин Анатолий Александрович, консультант-эксперт по теории решения изобретательских задач. Неблагодарное это дело - строить классификацию игр. Поступим просто: пусть наша классификация не отличается научной строгостью, зато будет удобна в рамках этого раздела. Здесь читатель найдет: 1. игры-тренинги; 2. игры в случайность. 3. игры-тренинги Эти игры приходят на помощь в трудный момент - чтобы растворить скуку однообразия... Схема 1. ИГРОВАЯ ЦЕЛЬ ФОРМУЛА: Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Пример. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Сложение с переходом через десяток. Вместе с детьми мы "покоряем вершины". Решаем примеры и перемещаем фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов. Чтобы альпинист покорил вершину, нужно правильно решить много примеров. Пример. ГРАММАТИКА Возможность создать ситуацию игры дает любой учебный предмет, даже такой сухой, как грамматика. Например: представь себе, что ты редактор и отвечаешь за выпуск очередного номера газеты, а в текст вкрались ошибки, - найди их и исправь. Или: ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а можешь ли ты по схеме предложения воссоздать его облик (т. е. сказать, простое оно или сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное или сложносочиненное с подчинением, сколько в нем главных, сколько придаточных и т. д.)? - В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко, 1989. Пример. МАТЕМАТИКА "Эстафета". На доске написаны примеры в три столбика. Ученики разбиты на три команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на места, отдав мел второму члену своей команды. Он также идет к доске и передает эстафету дальше. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свое задание. Схема 2. ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА ФОРМУЛА: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. Играют двое или больше участников, это может быть отдельный ученик или команда. Вспомните всем известную игру в города. Это типовой пример. Если участник-1 называет Новгород, то участник-2 должен назвать город на букву Д, например Днепропетровск, следующий назовет Киев, потом Волгоград... То есть суть игры по такой схеме заключается в том, что задается некоторый формально-логический признак, в соответствии с которым каждый последующий игрок делает свой ход. Например, в "городах" таким признаком является последняя буква предыдущего слова. Пример. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Игра проводится так же, как описанная выше в города. Но называются не только города, а любые слова. Цепочка может выглядеть примерно так: day - yard - desk - knife - ... Естественно, слово нужно правильно назвать (написать) и дать его перевод. По мере накопления словесного запаса можно вводить дополнительные ограничения, например называть только существительные, или только слова длиной от 3 до 5 букв, или имена собственные... ............ |