Часть полного текста документа:Игрушка и общество: о социологическом изучении игрушек советского общества Овечкин Е.Г. Образные и сюжетно-ролевые игрушки, функционирующие в играх и развлечениях людей, являются предметами культуры, носителями определенной социально-культурной информации. Они специфически отражают мир: природу, социум, объекты культуры, технические достижения и фантазии общества. Отражая духовный мир, игрушки воплощают персонажей народных сказок, детской литературы, мультфильмов. Интерес к изучению игрушки известен с древности до наших дней. В России накоплен ценный научный опыт, являющийся во многом базовым для изучения игрушек. Один из первых российских игрушковедов Л.Г.Оршанский справедливо отмечал: "Нельзя в игрушке интересоваться только элементом обучения, педагогической стороной; недостаточно также психологической стороны, потому что здесь есть и первое, и второе, и еще много иных сторон" (Оршанский Л.Г. Игрушки. Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М.- Петроград, 1923. С.101). Одной из таких сторон является социологическое рассмотрение игры и игрушки. Социологическое изучение игрушек и игр дополняет педагогическое, психологическое, искусствоведческое и обладает спецификой. Связанную с обществом область изучения игрушки можно условно разделить на два аспекта: "игрушка в обществе" (социологический аспект) и "общество в игрушке" (социолого-искусствоведческий аспект). Первый аспект связан с изучением функционирования игрушки в обществе. В этом аспекте игрушки могут изучаться как средство социализации личности в структуре того или иного общества, его подсистем. Как писал игрушковед Н.Д.Бартрам, "каждая из этих игрушек есть одно из звеньев, хотя бы и мельчайших, закономерного построения различных культур" (Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. М., 1979. С.51). К первому же аспекту относится вопрос, связанный с влиянием общества на развитие игрушек, т.е. изучение социальных факторов, влияющих на появление новых и исчезновение старых образцов игрушек и развитие их тем и образов. Второй аспект невозможно считать чисто социологическими. Его рассмотрение находится на стыке социологии и искусствоведения. Он связан с вопросом, как и почему то или иное общество отражено в игрушке, какие элементы социальной системы находят выражение в темах и образах игрушек. Бартрам считал, что "каждая страна выражается в своей игрушке по-своему, характеризуя ту или иную эпоху" (Бартрам Н.Д. Избранные статьи... С.50). История советской игрушки насчитывает многие десятки лет. В 1918 году Наркомпрос основал Музей игрушки с целью изучения истории и этнографии игрушки. После 1930 года началась работа по созданию новой советской игрушки, отражающей новую эпоху и нового человека - строителя социализма (до этого времени работа над игрушкой и производство игрушек находилось в стихийном состоянии). Формирование нового типа личности, основанного на социалистических нормах, ценностях и стереотипах поведения, требовало создания новых образцов игрушки. В мае 1932 года был основан Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки в г. Загорске (ВНИИИ) с филиалом в г. Вятке. Это были единственные в мире научные учреждения (См.: Игрушка Горьковского края. ............ |