Часть полного текста документа:Имена петровских кораблей Каланов Н.А. Первым русским боевым кораблем принято считать 22-пушечный трехмачтовый галиот, построенный в 1669г. на Оке, в селе Дединово и предназначавшийся для конвоирования купеческих судов их стран Востока по Каспийскому морю и Волге. Указ царя Алексея Михайловича гласил: "Кораблю, который в селе Дединове сделан ... прозвание дать "Орлом". Поставить на носу и корме по орлу, и на знаменах ... нашивать орлы же". Так появилось первое корабельное имя в отечественном военно-морском флоте. Орел - геральдический символ царской власти на Руси, изображался на государственном гербе, на первых морских флагах; не случайно имя "Орел" долгое время сохранялось в русском и Советском ВМФ. Создание сильного регулярного флота - исключительная заслуга Петра 1, без этого оказалась бы бессмысленной борьба за выходы к Азовскому и Балтийскому морям. Известно, что Петру удалось создать 147линейных кораблей и фрегатов, множество мелких судов - таков итог 29-летней деятельности царя-реформатора. Документы свидетельствуют, что он при давал большое значение наименованиям кораблей и судов, понимая их большую политическую важность. Это отражение величия и мощи русского государства, содействие поднятию международного престижа, а также поддержание национального патриотизма и высокого воинского духа, сохранение памяти о боевых победах армии и флота. Петру Великому принадлежит приоритет в формировании многих традиций в определении названий различных типов кораблей и судов, а эти традиции стали впоследствии фундаментом при выработке систему наименований (номинации) в отечественном флоте. Необходимо подчеркнуть следующее: начиная с петровских времен в России так повелось, что названия кораблей утверждал глава государства. Еще во время создания Азовской флотилии в царских приказах неоднократно указывалось на это монопольное право; так, в указе за 1699г. говорилось: "...Наш Великий Государь сказал, чтоб на кораблях гербов назади, в коих местах гербы бывают, не ... каким гербам на ... кораблях быть указ впредь прислан будет...". Постройка флотов "кумпанствами", образованными на средства помещиков, купечества и духовенства началась еще в 1696г. Каждое из этих сообществ стремилось внести свою лепту при наименовании построенных ими кораблей. В именном списке судов и галер, вошедших в первое крупное соединение русского флота - Азовскую флотилию (1696-1702), на первый взгляд трудно найти какую-либо систему. Разнообразие имен поразительно, и все же можно твердо сказать, что правило номинации существовало и в то время большая часть "азовских" названия была выбрана с целью выразить идеи высокого боевого духа моряков, силу и мощь русского флота. Следует отметить, что корабельная "именная" символика отражала мировоззрение людей той далекой эпохи, их общественное сознание; так, одну из "кумпанских" баркалон назвали "Слон" ("Елифант") - символ, означающий силу, прочность, надежность и мощь; недаром этому названию соответствовал такой девиз: "Злым - лих". Корабельное имя "Слон" стало одним из самых распространенных во всех иностранных флотах. Можно предположить также, что "кумпанство" таким названием отметило заслуги "главного адмиралтейца" Ф.М.Апраксина, в фамильном гербе которого было изображение слона. А вот в названии "Журавль стерегущий" наверняка гармонично соединились аллегория и русский фольклор. ............ |