Тема: «Имя прилагательное и …. Иван Бунин»
Цели урока:
1. Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту
2. Развивать познавательный опыт, художественный вкус.
3. Моделировать среду для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных особенностей каждого ученика.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Сформировать понятие об эпитете, научить отличать его от прилагательного, находить в тексте
Развивающие:
1. Развивать навыки анализа лирического произведения
2. Способствовать творческому росту учащихся, стремлению к созиданию.
3. Формировать речевую, лингвистическую, исследовательскую компетенции.
Воспитательные:
1. Приобщать к красоте русского пейзажа.
2. Воспитывать эстетические чувства через различные виды искусства.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к поэтическому слову.
Знания, умения, навыки и качества:
1. Формируются базовые знания о языке художественной литературы, в частности об эпитете как средстве художественной выразительности,
2. Закрепляются практические навыки частичного анализа поэтического текста,
3. Актуализируются знания об особенностях формы и содержания лирического произведения.
4. Развивается личность школьника, его эстетический опыт, познавательная культура, логическая память.
Необходимое оборудование и материалы: раздаточный материал (деформированный текст стихотворения Е. Баратынского), стихи И. Бунина, мультимедиапроектор, компьютер
Ход урока
I этап работы
Зачитываю строки:
1) И снилось мне, что мы, как в сказке,
Шли вдоль пустынных берегов
Над диким синим лукоморьем,
В глухом бору, среди песков.
2) Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам.
3) Помню – долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.
Учитель. Не случайно мы начали урок с этих строк. Вы догадались, кому они принадлежат?
Что вам известно о Бунине?
– Бунин – поэт и прозаик. Одинаково талантлив.
– Родился в семье знатной, но обедневшей, вскоре и совсем разорившейся.
– Родина Бунина – Орловская земля. В Озерках находится дом Буниных.
– Бунин – потомственный дворянин – из старинного дворянского рода, имевший корни задолго до рождения Ивана Бунина. И какие корни! Из рода Буниных происходила Анна Бунина, талантливый поэт 18 века; поэт-романтик, автор «Спящей красавицы» В.А. Жуковского.
– Раннее детство прошло в одиночестве, без сверстников, непосредственно в общений с природой.
– За долгую жизнь (83 года) ему было суждено узнать славу знаменитого писателя, лауреата Нобелевской премии… И он же в горестные минуты эмиграции был вынужден просить помощи у состоятельных знакомых. Но всё-таки Бунин писал: «Ах, люблю я простор жизни, жизнь люблю…».
Учитель. Каждый рассказ Бунина, каждая повесть, каждое стихотворение – это раздумье о жизни, о мире, о России. Он любит страну с тёмными аллеями, поля с жаворонками, зимние вьюги и апрельские светлые вечера. ............