Часть полного текста документа: МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДЕПАРТАМЕНТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА КАФЕДРА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДОВАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Индивидуализация и внутриклассная дифференциация процесса ознакомления с окружающим миром ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Выполнила: Буторина Г.В. Студентка 4 курса заочного отделения Научный руководитель: О.Н. Лазарева, к.х.н., доц. Каф. ЕиМП; ЕКАТЕРИНБУРГ 2000 СОДЕРЖАНИЕ Стр. Введение Глава I Психолого-педогогические основы индивидуализации обучения 1.1 Понятия "индивидуализация и дифференциация" обучения 1.2 Цели индивидуализации в обучении 1.3 Направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся 1.4 Внутриклассная индивидуализация учебной работы Глава II Практические вопросы изучения проблемы индивидуализации и внутриклассной дифференциации процесса ознакомления с окружающим миром младших школьников 2.1 Характеристика когнитивных и аффективных качеств учащихся на констатирующем этапе эксперимента 2.2 Технология внутриклассной индивидуализированной самостоятельной работы учащихся 2.3 Характеристика когнитивных и аффективных качеств учащихся на завершающем этапе эксперимента Заключение Список литературы Приложение ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования: Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения. Они становятся более демократическими, появляется возможность широкого выбора. В условиях гибкой, вариативной социальной практики повышается значимость индивидуального подхода в обучении как способа освоения личностью произвольных высших форм индивидуального обучения, при которых человек является активным субъектом социального выбора. Возрастает социальная потребность в как можно более раннем приобщении каждого нового члена общества к сложной практике индивидуального обучения в педагогической системе. Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой. За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов. Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы учёных-методистов А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др. В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства её реализации. Однако имеющиеся статьи и пособия не исчерпывают проблемы организации внутриклассной дифференциации процесса обучения младших школьников ознакомлению с окружающим миром. Не уделяется достаточно внимания тому, насколько целесообразно и как включать внутриклассную дифференцированную самостоятельную работу в процессе усвоения учащимися знаний, какова степень эффективности такой работы. Необходимо также отметить, что возможности урока в развитии самостоятельности детей используется в практике работы многих учителей начальных классов совершенно недостаточно. ............ |