Часть полного текста документа:Инертность молодежной политики как угроза безопасности и будущему России Е.А. Дунаева Стратегия обеспечения безопасности устойчивого развития России в XXI веке с неизбежностью ставит нас перед необходимостью изменить отношение к молодежной политике, по-новому взглянув на соотношение "молодежная политика и безопасность общества". Специалисты, и прежде всего социологи, определяют молодежную политику как "систему мер по "завоёвыванию", удержанию и поддержанию определенного социального (экономического, правового, политического, этнического, культурного и т.д.) статуса группы молодежи, которая в силу тех или иных причин оказалась или может оказаться в перспективе в трудном (ущемленном) положении по сравнению с другими группами (слоями) населения и при этом только собственными силами не в состоянии улучшить свое положение"1. Эта система мер, способствуя социальному развитию молодежи, реализуется через деятельность государства, политических партий, общественных объединений, непосредственно определяет характер будущего состояния российского общества. Осуществление государственной молодежной политики провозглашается федеральными органами в качестве приоритетного направления социально-экономической политики, поскольку ее реализация призвана создавать условия для обеспечения экономической стабильности общества, уверенного вхождения новых поколений во все общественные структуры. После некоторого безвременья, воцарившегося в стране с началом перехода к рыночной экономике и формирования качественно иного типа экономических и социальных отношений, в середине 1990-х годов появляются первые организации, взявшие на себя "ответственность" за разработку и реализацию молодежной политики в регионах. Этому в определенной мере способствовало принятие "Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации" (1995 г.): появились молодежные социальные службы - молодежные биржи труда, социально-психологические службы, подростковые клубы, телефоны доверия, юридические консультации и т.д. Свою деятельность данные структуры начали осуществлять либо ориентируясь на перспективу, либо по принципу "латания дыр", доставшихся в наследство от ведомств, которые в первую очередь должны были бы ими (дырами) заниматься. Социологи не без основания предупреждают, что те, кто сегодня работает с молодежью, должен проявлять реализм в понимании своих возможностей, так как специфика переходного периода такова, что многие из разрабатываемых сегодня молодежных программ не могут быть успешно реализованы на практике. Прежде всего, это связано с установкой, нацеливающей на решение сиюминутных проблем, которая позволяет в случае благополучного "исхода" говорить об эффективности работы, если же "успех" обходит стороной, происходит рокировка в сторону "объективных" причин и трудностей. В ходе одного из исследований1 мы изучали жизненные проблемы, вызывающие беспокойство у молодежи. Опрашиваемые нами молодые люди в силу своего возраста непосредственно с проблемами "периода блужданий"2 (1989-1995 гг.) не столкнулись. Как показало исследование, эти проблемы не выходят за рамки личного мира тобольских студентов, но каждый из них понимает, что живет не в изолированном маленьком мирке и его проблемы порождены проблемами общества в целом. ............ |