Часть полного текста документа:Информационная педагогика Хуторская Лариса Николаевна, канд. пед. наук, доцент ГрГУ, г.Гродно Всеобщий характер информатизации современного общества выявляет новые задачи и рождает новые тенденции в развитии педагогической науки. В последнее время внимание педагогов было обращено на исследование различных проблем, связанных с информационным подходом к учебному познанию, к воспитанию, школьному управлению, поскольку там существуют мощные информационные процессы передачи, хранения, использования, трансформации информации. И хотя к изучению различных аспектов связи информационных процессов с обучением и воспитанием только приступают, тем не менее, информационная педагогика формируется как новая отрасль педагогической науки, исследующая информационные процессы в педагогических явлениях. Важно подчеркнуть, что применение общей концепции информации в педагогике даст возможность заменить традиционную плоскость проблематики педагогического исследования учебного и воспитательного процессов проблематикой информационной деятельности при осуществлении этих процессов. Следует отметить, что сколь-нибудь полной и целостной теории ин формационной педагогики пока нет. Она находится в стадии своего развития. И, тем не менее, нами предпринята попытка охарактеризовать концептуальный подход к информационной педагогике как к теории, охарактеризовать ее понятийный аппарат, методы, закономерности. Природа информационной педагогики - комплексная, относящаяся к ведению ряда наук. В этих условиях мы попытались сделать изложение до статочно целостным и законченным, не отягощать его многочисленными отсылками к другим работам педагогического, психологического, философского характера. Сложные проблемы, являющиеся пограничными между педагогикой и другими науками, мы только перечислили и ограничились рассмотрением лишь концептуальных идей информационной педагогики. Информационную педагогику рассмотрим как теорию получения, преобразования, передачи и усвоения информации в учебно-воспитательном процессе. Как и в любой научной теории в ней выделим основание (базис), ядро и следствия (см. схему 1). Схема 1. Структура теории информационной педагогики. Информационная педагогика основание ядро следствия информатизация общества; эмпирический базис; теоретический базис; основополагающие понятия: информация, информационные процессы, учебно-воспитательный процесс; принципы получения, передачи, приема информации; Закономерности и закономерные тенденции (учет психологии усвоения информации, организация обратной связи и др.); педагогические методы исследования. практическая информационная деятельность учителя, классного руководителя и др. участников учебно- воспитательного процесса; информационные основы учебника, урока, внеклассной, воспитательной работы и др.; теория применения средств информации; теория информационной технологии и др. Охарактеризуем данную структуру информационной педагогики как теории. В основании ее выделим: 1. тенденцию к информатизации современного общества; 2. эмпирический базис (передовой опыт передачи, обработки, хранения, преобразования информации, его обобщение и закономерности); 3. ............ |