Информационная система "Канбан"
"Канбан" - информационная система, ориентированная на интенсификацию спроса. Идея таких систем заключается в отказе от жесткого разделения труда и функций между производственными подразделениями, в планировании выпуска товаров небольшими партиями, что позволяет приспособить производство к изменяющимся запросам потребителя. Вместо производства товаров на склад используется выпуск на конкретный заказ. Каждый этап производственного цикла привязан к потребности в нем на следующем этапе, внутрипроизводственные запасы (пролеживание деталей в ожидании операций) минимизируются. Подобная система поддерживается комплексным контролем качества (англ. сокр. TQC), упреждающим появление брака. Этот термин пришёл к нам из Японии благодаря широко известной в узких кругах производственной системе Тойота. Хотелось бы, чтобы как можно больше людей прочитало про эту систему и основные принципы, заложенные в неё — бережливое производство, постоянное развитие, ориентацию на клиента и т.п. Все эти принципы описаны в книге Тайити Оно Производственная система Тойоты, которая переведена на русский.
Термин Канбан имеет дословный перевод: “Кан” значит видимый, визуальный, и “бан” значит карточка или доска.
Существует представление о новом технологическом обществе, как об обществе с высокой долей единообразия в трудовом процессе, об обществе, в котором преобладают в сфере труда машинные повторяющиеся действия. В 1974 году появилась блестящая книга по данному вопросу американского экономиста-марксиста Брейвермена "Труд и монополистический капитал", где автор попытался доказать, что внедрение компьютеров и информационных технологий создает большее отчуждение, большее количество монотонной и утомительной работы для рабочих.
Выводы Брейвермена и российских социологов сделаны на анализе лишь самого начала внедрения компьютеров в трудовой процесс. Исследователи не увидели, не поняли того, чем характеризуется новый процесс труда.
Действительно, компьютеры очень часто используются для выполнения повторяющейся монотонной работы, в частности, конторской работы, на которой обычно заняты женщины. Но это подобно тому, если бы кто-то использовал автомобиль для того, чтобы спать в нем. Однако, это не означает, что машина не может ездить, а только означает, что у этого человека нет дома. Информатизация противоположна механизации. Сейчас произошел радикальный переход от стандартных процедур механизации к гибким процедурам информатизации. В качестве иллюстрации возьмем такую отрасль деловой жизни западного общества, как система социального страхования. Ежедневно в системе страхования обрабатываются миллионы листов информации. Традиционно в этой отрасли работают сотни тысяч женщин, заполняя различные параграфы: имя, фамилия, вероятность того или иного риска, сумму, которую необходимо заплатить, уплачены взносы или нет и т.д.
Так вот, то, как информационные технологии повлияли на страховое дело, прямо противоположно тому, что подразумевает идея механизации. Все повторяющиеся операции, которые могли быть автоматизированы, так как они были предсказуемы, стали выполняться машинами с помощью компьютерных программ. Что же произошло с женщинами, которые выполняли эти операции? Приблизительно одна треть из них была уволена, и они пошли работать в бары, рестораны и другие предприятия сферы обслуживания. ............