Часть полного текста документа:Информационно-коммуникационная стабилизация политической системы Ю.А. Нисневич, Российский Университет дружбы народов Проблема структурного обеспечения устойчивости политической системы Основу функционирования политических систем демократического типа составляет основная политическая цепь зависимости и подотчетности государственной власти гражданскому обществу. Эта цепь включает: многопартийную систему, обеспечивающую политико-идеологическое структурирование гражданского общества в форме автономных политических объединений граждан - политических партий; избирательный механизм, который, опираясь на многопартийную систему, обеспечивает регулярное проведение свободных и честных выборов представителей всего народа в органы государственной власти и, прежде всего, в парламент; парламент как общегосударственный представительный орган, призванный выражать волю народа в управлении государством и играть ключевую роль в системе органов государственной власти в рамках принципа разделения властей. Однако даже идеально функционирующая основная политическая цепь зависимости и подотчетности государственной власти гражданскому обществу не способна в полной мере обеспечить социально-политическую стабильность и устойчивость политической системы, что обусловлено следующими объективными обстоятельствами. Во-первых, политическая партия для достижения своей двуединой цели завоевания и использования государственной власти агрегирует и артикулирует из множества разнообразных политических, социальных и экономических интересов лишь те проблемы, которые представляются данной партии наиболее общезначимыми, и в соответствии со своей политико-идеологической ориентацией предлагает те или иные методы их решения. Именно общезначимые проблемы и методы их решения должны составлять содержание партийных программ как [c. 68] политических проектов развития общества и государства, носящих интегральный характер по отношению к частным интересам отдельных граждан, конкретных субъектов экономической и социальной деятельности, общественных, корпоративных и иных негосударственных объединений и организаций. Такие политические проекты развития общества и государства в совокупности с лидерами и политическими командами, призванными их реализовать, являются тем политическим продуктом, который партии в идеале должны предоставлять обществу на политическом рынке как предмет политической конкуренции в борьбе за завоевание власти. Во-вторых, основой функционирования политического рынка в демократической политической системе является избирательный механизм, который реализует обмен партийных программ и команд в предвыборном оформлении на голоса избирателей. Однако избирательный механизм представляет собой механизм дискретного действия, который включается в работу только с периодичностью проведения выборов и действует только в периоды проведения избирательных кампаний. Поэтому этот механизм позволяет гражданам и институциональным структурам гражданского общества выразить свои частные и корпоративные интересы только с периодичностью проведения выборов и только способами, допустимыми и доступными в рамках проведения избирательных кампаний. В-третьих, цель использования политической партией государственной власти состоит в закреплении в качестве приоритетов общественного развития и придании общегосударственного статуса партийной программе, имеющей интегральный по отношению к частным интересам характер, через участие представителей партии в формировании законодательства в парламенте и работе в исполнительной власти. Принципиальное значение имеет и тот факт, что депутаты парламентов демократических стран обладают свободным мандатом. ............ |