Часть полного текста документа:Информационные проблемы работы лесного сектора России 1. Общая характеристика ситуации На формирование общественного мнения большое влияние будет оказывать открытость действий и качественное информирование всех заинтересованных сторон. Однако в этой области в современных российских условиях имеются серьезные проблемы. Первая группа причин "непрозрачности" российского лесного сектора - полное отсутствие у российской государственной машины чувства ответственности по отношению к остальному населению страны. Она просто не считает необходимым не то чтобы отчитываться, но даже информировать его о своих действиях. Ограничения на доступ к информации нужны российским чиновникам также для того, чтобы скрыть чрезвычайно низкий уровень их работы, а часто и откровенное беззаконие. Другой печальной стороной этой ситуации является то, что российское общество позволяет по отношению к себе такое обращение. Примеры: * Принятый 17 мая 2000 года Указ Президента РФ №867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", упразднивший Госкомэкологии и Федеральную службу лесного хозяйства, оказалcя неожиданностью для руководства этих ведомств, с ведущими специалистами он не обсуждался, а кто и как его готовил - до сих пор остается загадкой. * Нам не известны случаи, когда система органов лесного хозяйства подробно сообщала бы о размерах выделяемых и полученных ей бюджетных средств и о том, как конкретно они были использованы. * Справочник "Лесной фонд России (по данным учета лесного фонда по состоянию на 1998 год)" был опубликован тиражом аж в 700 экземпляров. В России одних лесхозов более 1800, и им не помешало бы иметь эти справочники. Однако они стали библиографической редкостью уже с момента издания. Сведения официально установленных форм ежегодной статистической лесохозяйственной отчетности просто не публикуются. Информация о состоянии лесов и лесопользовании по лесхозам не является общедоступной, хотя собирается на средства налогоплательщиков. Вторая группа причин отсутствия "прозрачности" российского лесного сектора - наличие мощнейшего пласта "неформально" организованных структур, естественно, не заинтересованных в информировании посторонних о своей деятельности. Все остальные также не стремятся быть слишком информационно открытыми, опасаясь привлечения интереса либо "неформально", либо официально организованных "крыш". Примеры: * Директор крупнейшего лесопильного завода S был силой похищен в 1999 году на глазах у его жены. С тех пор никаких сведений о его судьбе, несмотря на проводимое расследование, не поступало. Вряд ли у новых руководителей этого предприятия появится большое желание быть очень разговорчивыми и информационно открытыми. * Про ситуацию с импортом мебели мы уже упоминали в разделе 5.1.2. Публикация обобщенной официальной статистики тут же выявило "загадочные" расхождения на сотни миллионов долларов в год. Можно представить, что обнаружится, если сделать открытой всю официально и открыто собираемую государством информацию на эту тему. Третья причина отсутствия "прозрачности" лесного сектора России - просто отсутствие традиций информационной открытости ведения бизнеса. Вместе с тем, в последнее время наблюдаются определенные положительные перемены. ............ |