Оглавление
Введение………………………………………….………………….……3
Глава 1. Психологическая природа информационного стресса в учебной деятельности……………………………………..………………………………8
1.1. Учение о психологическом стрессе………………………...8
1.2. Причины возникновения и компоненты информационного стресса в учебной деятельности……………………………22
Выводы по главе 1…………………………………………………30
1.3. Постановка проблемы исследования……………………….34
Глава 2. Экспериментальное изучение тревожности как компонента информационного стресса у студентов ВУЗа……………………………………36
2.1. Задачи, методики и результаты эксперимента…………...….36
Выводы по главе 2…………………………………….……………41
Глава 3. Практические рекомендации по преодолению тревожности и информационного стресса у студентов ВУЗа………………….…………….43
3.1. Факторы и приемы управления тревожностью и стрессом…43
Заключение……………………………………………………………..…53
Литература…………………………………………………………………58
Введение
Тема настоящего исследования – «Особенности информационного стресса в учебной деятельности студентов ВУЗа». Актуальность темы исследования обусловлена наличием в информационном (постиндустриальном) обществе действия разных стрессогенных факторов - социальных, психологических, физических, экологических, информационных, что приводит к резкому увеличению числа психических и психосоматических заболеваний, снижению адаптивных функций студента.
Особый аспект в исследуемой проблеме приобретает учебная, интеллектуальная деятельность и развитие стрессовых состояний.
Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что учебная деятельность человека в ВУЗе связана с периодическим (особенно сессия), иногда довольно длительным и интенсивным воздействием (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных, экологических факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций, деструкцией деятельности. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием указанных факторов у человека, является психологический стресс [9, с. 10]. Развитие стресса в экстремальных условиях учебной деятельности может быть связано также с возможностью, ожиданием, угрозой воздействия разнообразных раздражителей психологической (личностной), организационной и, прежде всего, информационной природы. На этом основании данное состояние можно считать типичной формой информационного стресса.
Информационно-когнитивные основания специфики учебной деятельности, роль их причинно-следственных отношений в обеспечении ее эффективности определяют необходимость рассмотреть возможность и целесообразность выделения такой специфической формы профессионального (по предмету) и психологического (по процессу, механизмам регуляции) стресса как информационный стресс студента. Под термином «информационный стресс» мы будем понимать психологический стресс источником развития, которого служат внешние сообщения, информация о текущем или предполагаемом воздействии неблагоприятных событий, их угрозе или «внутренняя» информация в форме прошлых представлений и воспоминаний о травмирующих психику событиях, ситуациях и их последствиях, сопровождающиеся негативными реакциями, свойственными стрессу [9, с. ............