Информация с ограниченным правом доступа
1. Общие подходы к ограничению информационных прав
Свободный доступ к информации может быть ограничен только на основании закона. Основаниями для ограничения информационных прав могут послужить:
- защита основ конституционного строя,
- защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
- обеспечение обороны страны и безопасности государства,
- обеспечение общественного спокойствия в целях предотвращения беспорядков и борьбы с преступностью,
- предотвращения разглашения конфиденциальной информации15,
- обеспечение авторитета и безопасности правосудия,
- условия чрезвычайного положения, установленные по закону.
2. Неприкосновенность частной жизни
Международными нормативными актами, Конституцией Российской Федерации гарантируется невмешательство в личную и семейную жизнь, тайна корреспонденции, защита чести и репутации. Перечисленные права, согласно нормам Конвенции Содружества Независимых Государств "О правах и основных свободах человека", могут быть ограничены в следующих случаях:
- законное содержание лица под стражей после его осуждения компетентным судом,
- законный арест или задержание лица
- законное задержание несовершеннолетнего с целью передачи дела на расследование, вынесения решения о наказании или в суд16.
Касаемо тайны корреспонденции, Европейский Суд по правам человека признал, что вмешательство в частную жизнь не будет противоречить положениям Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, если:
1) это предусмотрено и осуществляется в соответствии с законом;
2) этот закон известен общественности, легко доступен, носит четкий и определенный характер;
3) в нормативном акте фиксируются пределы компетенции государственных органов;
4) подслушивание носит выборочный, а не общепоисковый характер;
5) вмешательство рассматривается как временная мера;
6) в отношении информации, полученной в результате прослушивания, применяется правило конфиденциальности;
7) в случае прекращения преследования или оправдания по требованию соответствующего лица записи либо возвращаются ему, либо уничтожаются.
Существует категория людей, частная жизнь которых представляет интерес некоторой части населения. Это – общественные и политические деятели. 428-я Резолюция Консультативной ассамблеи Совета Европы закрепила два правила, действующие в отношении этой категории людей:
- в случае противоречия между правом на свободу информации и на уважение личной жизни приоритет имеет право на уважение личной жизни,
- личная жизнь общественных деятелей должна защищаться, как и личная жизнь других граждан, за исключением случаев, когда она может оказывать воздействие на общественно значимые события.
Защита права на неприкосновенность частной жизни может осуществляться в административном или судебном порядке. Административный порядок предполагает подачу жалобы:
- в вышестоящий орган,
- вышестоящему должностному лицу,
- прокурору,
- Уполномоченному по правам человека РФ.
В случае, когда исчерпаны все возможности национальной судебной защиты нарушенных прав, человек вправе обратиться в Комиссию по правам человека СНГ или Европейский Суд по правам человека.
В судебном порядке существует возможность гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой защиты.
Персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация17.
Источниками персональных данных служат анкеты, справки, декларации и тому подобное. Информацию о гражданах для исполнения своих служебных обязанностей накапливают органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, физические лица, часто с использованием средств автоматизации. ............