СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ КОРЕННЫМИ НАРОДАМИ СИБИРИ ПО «УСТАВУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНОРОДЦАМИ»
1. РАЗДЕЛЕНИЕ ИНОРОДЦЕВ НА ГРУППЫ
2. УПРАВЛЕНИЕ «ИНОРОДЦЕВ»
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ ПО «УСТАВУ ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНОРОДЦАМИ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИМЕЧАНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
«Устав об управлении инородцев», утвержденный, 22 июля 1822 г. имел важнейшее значение для жизни народов Сибири. Как исторический источник «Устав» имеет неоценимое значение для изучения жизни, управления народов Сибири в течение его действия. Кроме того, он позволяет понять политику царского правительства по отношению к так называемым «инородцам»: по сути, колониальным народам, так как в России, имевшей огромные неосвоенные просторы, колониальная экспансия направлялась, не в заморские страны, а к окраинам империи.
Актуальность этого вопроса подчеркивается тем, что вплоть до сегодняшнего дня не существует сколь либо подробного исследования «Устава». О нем можно узнать только из общих работ, и то ему уделяется от нескольких абзацев до нескольких страниц.
Следовательно, цель работы – проанализировать «Устав» как исторический источник. Задачи, стоящие передо мной, таковы:
1) изучить управление Сибири по «Уставу»;
2) проанализировать царскую политику в отношении «инородцев» по «Уставу»;
3) на этом основании дать характеристику «Уставу» как историческому источнику и определить его ценность как исторического источника.
Подробный анализ источника со множеством цитат дан в работе «История Якутской АССР»[i]. Это работа, в которой наиболее полно даются сведения по «Уставу».
Далее, была использована книга «История Бурят-монгольской АССР»[ii]. В принципе, фактические данные в ней практически ничем не дополняют сведения из «Истории Якутской АССР», и даны в более сжатом виде. Однако важна позиция исследователей – с этой точки зрения книга является хорошим дополнением к «Истории Якутской АССР».
Впрочем, что касается авторских выводов, заметим, что обе книги изданы в 50-х годах, то есть авторский анализ в любом случае укладывается в рамки идеологии марксизма- ленинизма.
То же самое по поводу идеологии можно сказать и о книгах Ерошкина Н. П. Более всего оказала помощь его монография «Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России».[iii]
Сведения об «Уставе» в ней даны в более сжатом виде, чем в «Истории Якутской АССР» или даже «Истории Бурят-монгольской АССР», но зато в «Очерках» содержатся сведения о составителях «Устава», их намерениях и том, как эти намерения реализовались.
Монография того же Ерошкина Н. П. «История государственных учреждений дореволюционной России»[iv], несмотря на то, что была издана через 23 года после
«Очерков», никаких новых сведений по «Уставу» не предлагает; наоборот, материал дан боле конспективно, чем в очерках. ............