Институт президентства в Израиле
президент израиль конституционный
В государственно–политическом механизме Израиля особое место занимает пост Президента страны. Как составная часть этого механизма, институт президентства эволюционировал (и продолжает эволюционировать в настоящее время) вместе со всей системой государственной власти и управления Израиля, что само по себе не может не привлекать внимания специалистов. Не меньший интерес представляет также практика замещения поста Президента, ибо ее изучение вкупе с критериями подбора кандидатов на пост Президента позволяет взглянуть на внутриполитические процессы этой ближневосточной страны под несколько необычным, но заслуживающим внимания углом зрения. Рассмотрению перечисленных аспектов и посвящена настоящая работа.
Израильский Президент занимает высший пост в системе органов государственного управления. Во многих отношениях должность Президента не сопоставима с зарубежными аналогами как в отношении полномочий, так и в отношении предела этих полномочий. Президент Израиля не является главой органов исполнительной власти (как, например, в России или США), но вместе с тем считается стоящим во главе государства. Президент также не является главой еврейского народа, ибо такой должности не существует вовсе (хотя при этом законодательно закреплен принцип «еврейского характера» израильской государственности), он не является монархом (как в Великобритании), однако представительство его в сфере международных отношений сопровождается поднятием государственного флага и исполнением национального гимна – теми же церемониями, которых удостаиваются и представители царствующих династий.
В переводе на один из государственных языков Израиля –иврит – Президент звучит как «наси» (с ударением на последнем слоге), причем слово это имеет еще библейские корни – так в древнееврейском царстве именовали особенно уважаемых людей: старейшин, глав родов и племен. Во время первого исчисления иудеев при переходе через Синайскую пустыню после бегства из египетского пленения пророк Моисей назначил «начальников родовых домов» (на иврите – «несиэй ха–матот»), имена которых приведены в ветхозаветной Книге Чисел.
В эпоху заселения Ханаана (нынешней территории Израиля) эти «начальники родовых домов», в числе которых был и отдельно упомянутый в Библии Иисус Навин, превратились в племенных вождей – носителей верховной власти. Освободивший древних евреев из вавилонского пленения персидский царь Кир назначил наместника Иудеи (который, между прочим, звался «наси¢ ха–Ехуда»), поскольку эта область вошла тогда в состав Персидской державы. С тех пор титул «наси¢» стал ассоциировался в еврейской традиции с верховной властью и ее законодательным и судебным органом, известным по Ветхому Завету, – Синедрионом. Более того, в Израиле принято считать, что Президент даже наделен титулом главы Синедриона, что как бы подчеркивает преемственность еврейской государственности на Ближнем Востоке с древнейших времен до наших дней.
Первым правителем древней Иудеи, носившим титул «наси¢», был Шимон (в русской транскрипции – Симон, Симеон, Семен) Хашмонай (Хасмоней, Маккавей). Позже этот титул стал присваиваться и известным мудрецам, и выдающимся деятелям. ............