С О Д Е Р Ж А Н И Е:
Введение
Глава 1. Социально-исторические и политические предпосылки возникновения института президентства на постсоветском пространстве
1.1. Институт президентства в современном мире
1.2. Кризис легитимности советского режима и предпосылки
институциональной трансформации
1.3. Становление института президентства в России и Армении
Глава 2. Особенности функционирования института президентства в России и Армении
2.1. Конституционные основы президентской власти
2.2. Плюсы и минусы президентства
Заключение
Список использованной литературы
В В Е Д Е Н И Е
Анализ института президентства в системе государственной власти Армении является одним из актуальных направлений в государственно-правовых исследованиях. Нужно сказать, что в нашем обществе нет однозначного понимания конституционного статуса Президента.
Существует несколько точек зрения:
ü сторонники президентской формы правления, установленной федеральной Конституцией, видят в институте Президентства широкие возможности обеспечения единства государственной власти. Концентрация значительных полномочий у главы государства обосновывается объективной необходимостью в условиях становления гражданского общества. Это обстоятельство оправдывает, по их мнению, то, президент вправе издавать нормативный акт по любому вопросу в пределах компетенции РА, если его содержание не противоречит основам конституционного строя.
ü некоторые утверждают, что Конституция РА установила своего рода «президентское всевластие», а поэтому отступила от требования доктрины разделения властей. Отсюда делается вывод о необходимости внесения поправок в Конституцию для устранения дисбаланса властей и предупреждения возможности власти Президентом, либо, по крайней мере, необходимо толкование Конституционного Суда положений Конституции, которое бы ограничило прерогативы Президента, прежде всего обеспечив его невмешательство в полномочия парламента и Правительства.
Сам по себе факт невключения Президента ни в одну из трех ветвей власти не означает неопределенности в правовом статусе Президента. В мировой конституционной практике нет модели разделения властей в «чистом» виде. Представляется, что было бы гораздо худшим вариантом, если бы Конституция наряду с тремя ветвями власти содержала бы еще четвертую – президентскую. Это может формально показаться логичным, но в правовом отношении институт Президента встал бы над ветвями власти и получил возможность оказывать на них серьезное давление, не всегда сочетающееся с принципом их самостоятельности.
Для нормального функционирования и взаимодействия ветвей власти, на наш взгляд, Президент должен находится в органической связи со всеми структурами публичной власти, а не возвышаться над ними.
Зарубежная практика президентской власти убедительно свидетельствует о важности института президентства в тех или иных политических системах. По сравнению со всеми другими высшими должностными лицами президент обладает особым статусом, полномочиями и ответственностью. Его прерогативы позволяют президенту играть важную роль в общественно-политической жизни.
Исторически родиной президентства были США, где президент в одном лице являлся и главой государства, и главой правительства. ............