Часть полного текста документа: Московский Авиационный Институт ( Технический Университет) кафедра социологии Доклад по социологии на тему: " Институт религии ". Студент: Павлюк Д.В Гр. 02 - 206 Проверил: Худолей C.C. Москва 2001 г. Содержание: 1. Сущность социальных институтов 2. Развитие социальных институтов 3. Религия как социокультурный институт ИНСТИТУТ (INSTITUTION) Этот термин широко используется для описания регулярных и долговременных социальных практик, санкционируемых и поддерживаемых с помощью социальных норм и имеющих важное значение в структуре общества. Так же, как и "роль", "институт" означает установленные образцы поведения, однако он рассматривается как единица более высокого порядка, более общая, включающая множество ролей Сущность социальных институтов Взаимодействия как тип социальных связей выступают в различных формах. Но особую роль играют взаимодействия, обеспечивающие удовлетворение наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей. Идет ли речь о безопасности человека или его образовании, здоровье или хозяйственной деятельности, научном поиске или отдыхе, развлечениях или дружбе - все эти явления, составляющие реальный каждодневный смысл нашей жизнедеятельности, приобрели институализированный характер, т.е. гарантированы от случайности, спорадичности, носят устойчивый, самовозобновляющийся характер. Институализированние в обществе противостоит хаотичному, нестабильному, неорганизованному, случайному. Социальные институты - это великое социальное изобретение человека. Они не только обеспечивают достижение главных преимуществ социального (предсказуемость, надежность, регулярность и т.д.). Социальные институты дают основание надеяться не только на то, что та или иная потребность будет так или иначе удовлетворена, но и на то, что данная цель будет достигнута на качественном уровне. В предыдущем разделе мы достаточно подробно проанализировали социальную связь как таковую, принципы регуляции социальных взаимодействий. Все это позволяет нам в данном случае сделать акцент лишь на том особом, специфическом, что характеризует институализированные формы социальных взаимодействий. Рассматривая социальные связи, мы упомянули об утверждении, что "человек тысячами невидимых нитей связан с людьми, с обществом". Продолжая эту аналогию, можно сказать, что социальные институты в системе социальных связей - наиболее крепкие, могучие канаты, которые в решающей степени предопределяют ее жизнеспособность. Именно институциональный, т.е. утвердившийся, отлаженный и регулярный аспект социальной жизни является решающим фактором, определяющим уровень жизнедеятельности личности. Соответственно для социологии институты - одни из наиважнейших объектов анализа. Благодаря чему же социальные институты приобретают такую устойчивость, регулярность, а поведение человека в системе социальных институтов - предсказуемость, четкость в исполнении функций? Вначале порассуждаем на исторические темы. Возьмем институт образования. Овладение определенными знаниями, накопленными предыдущими поколениями, является одним из важнейших условий динамичного развития общества, жизненного успеха личности. ............ |