Инструментальные методы обеспечения сбалансированного развития в России - региональный аспект
Региональное социально-экономическое развитие Российской Федерации в посткризисный период характеризовалось:
– ростом основных показателей экономического и социального развития регионов;
– сохранением концентрации социально-экономического потенциала страны в высокоразвитых регионах;
– сокращением межрегиональной дифференциации по темпам экономического и социального развития регионов;
– расширением группы регионов со средним уровнем социально-экономического развития.
Но при этом сохраняются и проблемы регионального развития:
– высокий уровень межрегиональных различий по душевым показателям ВРП, доходам населения, производительности труда, объемам инвестиций в основной капитал;
– усиление моноотраслевого характера экономики значительной части регионов;
– сохранение в ряде регионов значительной доли госсектора;
– низкие темпы создания рыночной инфраструктуры в регионах;
– слабая адаптация руководителей ряда субъектов Российской Федерации в новых экономических условиях управления регионом;
– низкие темпы проведения экономических и социальных реформ в регионах;
– усиление концентрации капитала в экономически развитых регионах, что создает предпосылки для последующего увеличения дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития.
Важно отметить, что если в период кризиса динамика развития региона почти целиком детерминировалась композицией отраслей на его территории, то в период подъема стали мощно проявляться географические факторы, фактор человеческого капитала и институциональная составляющая экономического развития. Почти все регионы обладали значительным запасом человеческого капитала; а более удачно расположенные регионы (например, Самарская область, географически являющаяся центральным узлом связи Центр-Урал и Центр-Юг) начали пользоваться определенными преимуществами.
Все вышесказанное предполагает обращение к региональной политике с точки зрения ее адекватности современному периоду и выявлению направлений соответствующих изменений.
На современном этапе финансовые инструменты федеральной региональной политики складываются из двух неравных частей: 1) межрайонного регулирования текущих бюджетных расходов (система трансфертов) и 2) ассигнований на развитие отдельных районов и их групп (федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов). Соотношение этих частей примерно в течение последних лет устойчиво сохраняло приоритет в пользу первой части, определяемое как соотношение ассигнований по линии Федерального фонда поддержки регионов (ФФПР) к величине Фонда регионального развития (ФРР).
В 2005 г. ФФПР сформирован в размере 189 875 735 тыс. руб. Распределение ФФПР осуществляется на основе сопоставления налогового потенциала регионов с учетом различий в стоимости предоставления населению бюджетных услуг по субъектам Российской Федерации.
В 2005 г. предусматривалось повысить эффективность выравнивания бюджетной обеспеченности при сохранении стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации к развитию собственной налоговой базы. ............