Часть полного текста документа:Интегративные модели обучения М. Щербаков Процессуальные модели обучения были реализованы автором в программах обучения телесно ориентированных практикам - Интегральная телесная терапия (1996-2003) и художественной фотографии - Дао фотографии (2000-2003) и Photovision course (2001-2003) Основная идея, реализованная в этих программах, интеграция профессионального обучения и тренинга личностного развития, процессуальный подход, формирование личностных качеств. Базовая философия обучения является интеграцией подходов, основанных на реализации пути (Дао), близких к традиционным восточным школам, и современных западных подходов (Р. Гриндер, М. Эриксон). Основная технология обучения может быть кратко описана как модель обучения через передачу состояния (МОС). При этом в обоих случаях предмет обучения предстает скорее не как "профессия" или "набор профессиональных навыков", а как путь и способ проживания жизни. Важной особенностью приведенных программ является формирование оптимального процесса не только в течение самого тренинга (семинара), но и последующего периода совершенствования, личностного и профессионального роста. Программа Интегральная телесная терапия состоит из двух краткосрочных интенсивных тренингов (модулей) и двух специализированных мастер-класссов. В качестве контрольной группы была выбрана группа студентов государственных курсов Медицинского управления при президенте РФ, в которой преподает один из ведущих программы (В. Поздняков). Шестилетний опыт проведения программы позволил сделать выводы об особенностях применения процессуальных моделей обучения 1. Обучение в целом происходит быстрее (в среднем в 2-3 раза) по сравнению с традиционными субстациональными подходами 2. Процессуальный подход позволяет глубже усвоить навыки и быстро вернуться к ним даже после длительного перерыва. Можно сделать вывод о том, что при таком подходе часть знаний и опыта соответствует кластерным структурам в более глубоких областях сознания. Как отмечали участники, они не всегда могут описать или "вспомнить" некоторые из полученных знаний (особенно после перерыва в работе), но при начале сеанса все словно возникает само "на уровне мышечной памяти". 3. Обучение формирует и развивает чувство эмпатии, более глубокую чувствительность к себе и клиенту терапии. 4. Многие участники отмечают не только рост профессиональных знаний, но и последующее постепенное изменение образа жизни, отношения к профессии или сфере деятельности. Комбинированный подход, лежащий в основе модели обучения прелагает одновременный рост канального кластера из нескольких "зародышей" При этом участники могут отмечать "странный" характер обучения, так как в нем нет привычной линейной последовательности подачи материала. Понимание наступает позже и как бы "само собой" Особенно интересно отметить экспериментальную программу обучения художественной фотографии "Дао фотографии. Photovision tour", проведенную в летом 2002 года в Хорватии. На протяжении большей части времени темы занятий внешне вообще не были связаны с фотографией. Первые дни участникам также запрещалось делать какие-либо снимки фотокамерами. ............ |