Часть полного текста документа:Интеграция антропологических наук и научных направлений - основополагающий принцип современного человекознания В.В.Чистяков Человек - мера всех вещей. Этот постулат древних в средние века был существенно дополнен М.Монтенем: "... тот самый человек, который никогда не мог познать даже своей собственной меры" [ 1] . И сейчас, спустя сотни и сотни лет, проблема современного человека не только не нашла удовлетворительного решения, но все более и более актуализируется, и по-прежнему не находят ответа известные кантовские вопросы, поставленные им в "Критике чистого разума": "Что я могу, что я должен делать, на что я могу надеяться, что есть человек?" Антропологические искания ученых разных эпох и народов постепенно трансформировались в глубокие философские и естественнонаучные обобщения ХХ века. Так, многие концепции человека современной западной философии: персоналистские, экзистенциалистские, прагматические, психологические, феноменологические, специальной "философской антропологии" - сложились в первой четверти нашего столетия, а также в годы, непосредственно предшествовавшие второй мировой войне, и получили свое наибольшее распространение одни в первые, другие в последующие десятилетия послевоенного времени. Таким образом, первая половина ХХ века ознаменовалась поворотом западной философии к человеку. Отмечая это обстоятельство, основоположник немецкой философской антропологии Макс Шелер говорил, что, в известном смысле, все центральные проблемы философии можно свести к вопросу: "Что есть человек?" [ 2] . Как известно, в соответствии с исходными методологическими принципами, содержанием и направленностью современные западные концепции человека делятся на две большие группы - на субъективистски-антропологические и объективистски-антропологические. В учениях первой группы бытие человека и мира познается из самого человека, из субъективного "Я", через него, а сам человек понимается как существо полностью или в основном автономное, независимое от объективных сфер и установлений. В учениях второй группы человек и окружающий его мир, смысл всякого бытия познаются из самого объекта, мира, при этом человек рассматривается как существо, находящееся во всецелой и определяющей зависимости от объективных сфер, принципов и норм - космоса, мирового разума, вечных идей и сущностей, природы, абсолютного духа, фаталистически понимаемой социально-исторической закономерности, или на основе жестко детерминированной естественно-научной картины мира. Из множества известных течений философии прагматизм - одно из тех, которые в наибольшей степени связаны с проблемой человека. Человек - деятельность - успех - вот сквозная тема, проходившая через сочинения основоположников прагматизма. Это учение иногда называют также философией действия, действия, основанного не на знании, а на вере, ибо знание, как объективно-истинное отражение действительности, объясняется прагматистами невозможным и ненужным [ 3] . Рождение прагматизма было связано с двумя статьями У.Пирса - "Закрепление верования" и "Как сделать наши идеи ясными". Преемником его прагматических идей стал У.Джемс, который понимал философию как учение не о мире как таковом, но, скорее, о восприятии его человеком. ............ |