Часть полного текста документа:Интегрированные структуры в оборонно-промышленном комплексе РФ: проблемы и способы решения Емелин Юрий, начальник отдела аналитики и развитияОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" Интегрированная структура представляет собой устойчивую группу кооперационно связанных между собой юридических лиц (участников), объединенных на основе добровольной передачи ими части своих прав одному из участников - центральной (головной) компании интегрированной структуры - и подчинения общим интересам интегрированной структуры в целом. Федеральной целевой программой "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.10.01 №713, интегрированным структурам отведена ключевая роль в формировании современной дееспособной оборонной промышленности России. При этом наличие развитой нормативно-правовой базы для их деятельности является одним из важнейших аспектов и необходимым условием реструктуризации ОПК России, а ее недостатки - основным сдерживающим реформу фактором. Действующее в настоящее время законодательство не учитывает существование интегрированных структур в ОПК. Нерешенность основных правовых проблем ставит под вопрос возможность успешной реструктуризации оборонной промышленности, равно как и эффективной деятельности уже созданных интегрированных структур. К основным правовым проблемам образования и деятельности ИС следует отнести: Отсутствие достаточной нормативно-правовой базы. Действующие правовые акты не содержат понятий интегрированной структуры или холдинга, не учитывают особенности организационно-правовой природы и социально-экономических функций современных интегрированных структур и потому не регламентируют особенности их создания и деятельности. Многие из этих актов устарели. Принципиальным и необходимым решением для создания правовой основы реформы ОПК РФ должно стать принятие специального Закона об интегрированных структурах, основные положения проекта которого предлагаются Корпорацией "Аэрокосмическое оборудование". В нем следует определить, в том числе: понятие ИС и ее головной компании, состав и структуру ИС, специальную упрощенную процедуру ее создания, условия и порядок государственной регистрации ИС, формы участия в ней государства, правовой статус и функции головной компании ИС, порядок ликвидации ИС. Чрезмерно сложный и забюрократизированный порядок создания ИС. В рамках проекта Закона об ИС предлагается упростить разрешительную процедуру согласования проектов учреждения новых ИС с передачей основных функций по их созданию Минпромнауки РФ. Возможность перекрестного подчинения по подведомственности при включении в ИС предприятий смежных отраслей. Поскольку Российская Федерация - это единый хозяин, представленный своими многочисленными органами, которые должны руководствоваться в своей деятельности едиными задачами и принципами, всю ИС целесообразно подчинить одному ведомству, например, Минпромнауки РФ, а согласие агентств на включение того или иного предприятия в ИС должно одновременно означать отказ от непосредственного контроля за его деятельностью (при сохранении единого государственного контроля через Минпромнауки). Нецелесообразность излишнего ограничения антимонопольным законодательством деятельности ИС в ОПК. Антимонопольное законодательство России существенно затрудняет возможность создания и управления ИС в ОПК. ............ |