РЕФЕРАТ
на тему Интеллект в психике
Оглавление
Введение
Различные концепции способностей интеллекта
Изменения в IQ
Виды интеллектуальных способностей
Навыки I и II уровней
Кинетический и потенциальный интеллект
Системы теоретизирования Гарднера и Штернберга
Виды интеллекта по Гарднеру
Триумвират Штернберга
Интеллект в структуре индивидуальных свойств
Введение
В последнее время психология становится все больше значимой как для отдельного человека, так и для общества в целом. Она продолжает проникать в различные сферы деятельности человека, становясь при этом на один уровень с точными науками.
Когда появилось прикладное человекознание древней философии, возникла потребность в систематизации наблюдений. Создаются первые работы в области изучения характера, способностей и темперамента. И в будущем практически все разделы психологии формируются под воздействием возникших в разных областях человеческой деятельности запросов. Например, такие запросы, как выявление среди поступающих в школу детей с задержками развития с целью создания для них специальных классов, отбор наиболее пригодных для той или иной профессии кандидатов или создание индивидуально-ориентированных приемов психотерапии.
Одной из первостепенных задач таких исследований считается выявление механизмов образования формальных характеристик. Для этих целей разрабатываются всевозможные классификации формальных свойств индивидуальности человека. Исследование интеллекта и способностей занимают одно из центральных мест в психологии. Задача по измерению интеллекта человека и его общих способностей была продиктована нарастающими запросами специалистов практиков, рассматривающих интеллект как характеристику со стороны возможностей субъекта, умения распорядиться собственной активностью. При этом нужно отметить, что к интеллекту нельзя применить оценочно-содержательные характеристики. Интеллект нельзя назвать «порядочным», «злым», «добрым» или «моральным». Чем же характеризуется интеллект? Попробуем это выяснить.
История создания IQ тестов
Первым стандартизированные тесты интеллекта разработал Альфред Бине в начале XX века во Франции. Он не пытался создать тест для исследования IQ, он пытался выявить детей, у которых могли возникнуть трудности в школе. Он анализировал способности, которые, как казалось ему, были важны для успеха в школе, а потом создавал тесты для измерения этих способностей. Он искал тесты, которые бы адекватно выявляли различия учащихся одного класса. Как слишком легкие, так и слишком трудные тесты не оказались достаточно продуктивными из-за того, что все испытуемые или не справлялись, или справлялись с ними, поэтому возникла потребность создавать разные тесты для каждого класса.
Основным критерием Бине (кроме способности различать), благодаря которому тест входил в сборник Бине, была его способность прогнозировать успеваемость ученика в дальнейшие периоды. Стоит обратить внимание, что это не тот уровень исследования, который мы сейчас называем «измерением интеллекта».
Тесты Бине стали очень успешными и были быстро взяты на вооружение американскими и английскими психологами. ............