Часть полного текста документа:Интеллектуальные Обучающие Среды как альтернатива учителю: полезность и возможность применения Предметно-ориентированные интеллектуальные обучающие среды В 70-х - начале 80-х годов исследования в области ИОС ограничивались попытками обучить очень детально узкому предмету. Sleeman и Brown (1992) выступали с критикой этого направления, отмечая тот факт, что "ИОС полностью отказались от одной из ранних целей компьютерного обучения, а именно, от поддержки широких учебных курсов (УК) и сконцентрировались на ... более узких предметах". Однако, в настоящее время в области компьютерного и программированного обучения начала складываться новая тенденция. С появлением мультимедийных CD-ROM-дисков стало очевидно, что компьютеры способны обучать большому объему первоочередных, поучительных знаний, представляя их в привлекательной форме, мотивирующей процесс обучения. Роль учителя Подход, лежащий в основе интеллектуального компьютерного обучения, традиционно основан на имитации учителя, уделяющего индивидуальное внимание каждому обучаемому и обучающему очень узкой теме. Большинство студентов обучаются другим образом. От классного учителя, ориентирующего свой урок на среднего обучаемого, они получают намного "менее детализированную" информацию. Если у обучаемого возникают трудности, учитель бегло анализирует проблему и вкратце объясняет обучаемому путь решения. Цели исследования, описанного в этой статье, приведены ниже: построить интеллектуальную обучающую среду (ИОСр) для широких УК в основу среды заложить эксперта-педагога строить Среду как Экспертную Систему (ЭС), имитирующую поведение учителя при построении среды использовать средства мультимедиа для мотивации обучаемых апробировать систему на реальных обучаемых сделать вывод о значимости таких систем и их перспективах на будущее Система WITS Автор статьи на основе описанного подхода построил систему WITS (Whole-course Intelligent Tutoring System - ИОС для широких УК). Первоначально WITS разрабатывалась по проекту университета Loughborough (Великобритания). В настоящее время работа над системой ведется в университете Portsmouth (Великобритания). WITS представляет собой ЭС, имитирующую экспертные заключения учителя. WITS целиком написана на Прологе. Система обучает Электронике твердых тел по коммерческому видео-курсу, разработанному Epic Productions. WITS спроектирована в соответствии с "традиционным" для ИОС направлением, включающем Базу знаний, Блок обучения и Модель обучаемого (такую же структуру использовали Khan and Yip, 1996). Однако, в настоящей статье структура системы описана очень кратко. Важной традиционной функцией обучения является объяснения первоначальных, вводных знаний. База знаний в системе WITS организована таким образом, что материал учебного курса разделен на последовательности видеоклипов со звуковым сопровождением, слайдов со звуковым сопровождением и без него, текстовых фрагментов и других мультимедийных форм представления информации. Блок обучения действует через среду (ИОСр), содержащую три режима обучения, из которых обучаемый осуществляет выбор. Режим "простого обучения" представляет обучаемому материал курса в оптимальном порядке; в режиме "просмотра" не осуществляется какого-либо руководства процессом обучения, но обучаемый имеет возможность изучать материал в любом порядке, используя средства поиска или ключевые слова; режим выбора предлагает обучаемому систему меню, из которых он может выбрать понравившийся ему пункт. ............ |