Анализ сказки Оскара Уайльда «Соловей и Роза»
Уайльд - одна из трагических и ярких фигур в истории английской литературы.
Уайльд доказывал, что настоящее искусство всегда было искусством лжи. Отказ от красивой лжи, поиск жизненной правды привели к упадку искусства. «Жизнь слишком едкая жидкость, - заявлял Оскар Уайльд, - она разрушает искусство, она, как враг, опустошает его дом».
Эстетические и этические взгляды Оскара Уайльда представляют собой причудливую смесь ницшеанства и культа красоты. В своем творчестве Уайльд пытается иллюстрировать и воплощать эти взгляды, но гораздо чаще он в силу своего таланта и честности вынужден был их опровергать; его художественное творчество оказывалось выше, правдивей и человечней его теоретических положений.
В восьмидесятые годы он создает цикл сказок («Счастливый принц», «Молодой король», «Звездный мальчик» и другие). Красочная, поэтическая форма сочетается в них с серьезным гуманистическим содержанием.
Уайльд стремится выяснить, что важнее для человека - добро или красота. Ответ во всех сказках получается один - добро, служение людям несравненно выше и важнее красоты. Герои уайльдовских сказок - эстеты, как и он сам, страстно влюбленные в красоту. Таков молодой король, способный часами любоваться статуями и картинами и мечтающий о золотой мантии; таков счастливый принц, которому после смерти воздвигли золотую статую в память о его блестящей и безмятежной жизни; таков Звездный мальчик, оттолкнувший от себя свою мать, так как она оказалась безобразной и старой.
Но, столкнувшись с горем и нищетой, герои Уайльда прозревают и в своем стремлении помочь людям жертвуют всем, в том числе и своей жаждой красоты.
Рассматривая сказку «Соловей и Роза», мы в первую очередь обращаем внимание на оригинальную форму и не менее оригинальное содержание. Мы видим ее необычность, отмечаем возвышенность, лиризм стиля и содержания произведения.
Сюжет сказки таков. Студент плачет оттого, что в его саду нет ни одной красной розы, а от этого зависит счастье жизни, любовь. Автор рассказывает о горе Студента, применяя прием градации: сначала Студент только «восклицает», что она не будет танцевать с ним из-за того, что он не принесет розу; затем он плачет («…его прекрасные глаза наполнились слезами»); потом шепчет, что сердце его разорвется от горя; в итоге юноша падает ничком на траву. Соловей, видя его переживания, задумался о таинстве любви. Автор показывает, как внимателен Соловей к происходящему, как волнует его это чудо - любовь. Услышав первый раз о горе студента, Соловей, «удивленный, выглянул из листвы». «Вот он наконец-то, настоящий влюбленный», - сказал он себе, когда увидел его слезы. Испытать любовь на деле, то есть в жизни, всю ее радость и горе - вот следующая мысль Соловья, услышавшего шепот о невыносимости страданий, о том, что, когда любишь, сердце разрывается не только от счастья, но и от горя. Соловью противопоставлены «маленькая» Ящерица, Бабочка, «порхавшая в погоне за солнечным лучом», нежная Маргаритка. Они еще не испытали любви и даже не подозревают о таком чувстве и потому считают его смешным
Большую часть в сказке занимает повествование о том, как Соловей стремится найти розу. Троекратно, как обычно в сказках, он пытается добиться цели. ............