Инвестиции в систему образования в РФ
Благодаря идеям, заложенным в теории человеческого капитала, изменилось отношение общества к вложениям в человека. В этих вложениях научились видеть инвестиции, обеспечивающие не только производственный эффект, но и выгоды для самого человека.
Наращивание инвестиций в образование является важной задачей современного российского государства, от которой может реально зависеть его будущее. По эффективности образования Россия в третьем десятке, 50 лет назад была в первой тройке. В конце прошлого года В.В. Путин подчеркнул, что сегодняшние инвестиции в образование завтра станут нашим конкурентным преимуществом.
В сфере образования особое внимание будет уделено созданию сети национальных исследовательских университетов, внедрению современных моделей дошкольного образования, повышению квалификации школьных учителей. Если мы хотим поднимать человеческий потенциал страны, то основные усилия государства должны быть направлены на развитие образования. Это эффективно с социальной точки зрения и с экономической, ибо давно уже проведены исследования: в долгосрочной перспективе, именно инвестиции в образование определяют экономическую и социальную эффективность общества. Рассмотрим, в какой мере инвестиционная политика современного российского государства соответствует задачам инвестирования в человеческий потенциал. Разделим проблему на 4 аспекта: бюджетные инвестиции, налоговый режим для системы образования, образовательные займы и образовательные гранты.
Бюджетные инвестиции
Как известно, образование объявлено у нас приоритетным национальным проектом, что, увы, не вполне подтверждается практикой. Посмотрим на бюджет 2006 года. В 2006 году федеральный бюджет увеличился на 40%, бюджет по разделу «Образование» - на 26%. В этих условиях трудно говорить о приоритетности. В прошлом году рост расходов на здравоохранение был около 70%.
В 2007 году, ситуация лучше. Если бюджет в среднем вырастет примерно на 28%, то бюджет образования, за вычетом тех статей, которые перенесены из других разделов бюджета и не могут считаться реальным увеличением расходов, примерно 32%. То есть, в этом году бюджет образования растёт быстрее, чем бюджет страны в целом. Это позитивный шаг, хотя явно недостаточный.
Налоговый режим для системы образования
Образование, как некоммерческий сектор, повсеместно в мире либо налогов не платит, либо пользуется широким спектром налоговых льгот.
Южная Корея. Государственные учебные заведения налогов не платят вовсе, негосударственные – не платят налоги в части реинвестируемой в образовательный процесс. Такое же положение нами было подготовлено в Закон об образовании в 1992 году, там касалось всех учебных заведений.
США. Система образования не платит налогов от основной деятельности. Если формируются побочные, коммерческие проекты, тогда с доходов от этих проектов берутся налоги.
Великобритания. Государственные учебные заведения налогов не платят. Негосударственные учебные заведения не платят, если они существуют как бесприбыльные организации.
Налоговая политика нашего правительства по отношению к системе образования противоречит заявленной задаче повышения его качества. ............