Часть полного текста документа:Иоганн Рихтер Е. Книпович Рихтер Иоганн Пауль Фридрих (литературный псевдоним Жан-Поль (Jean Paul), Johann Paul Friedrich Richter, 1763-1825) - немецкий беллетрист-юморист и сатирик. Р. в семье органиста, впоследствии пастора. С 1781 Р. в Лейпциге изучал некоторое время теологию, затем античную литературу гуманистов, великих буржуазных сатириков и просветителей. Первая книга Р. - сатира на умственную жизнь и быт "маленького Парижа" - Лейпцига - носит название произведения знаменитого памфлетиста Эразма Роттердамского "Lob der Dummheit" (Похвала глупости). Первым романом, намечающим основные линии творчества Р., явился роман "Die unsichtbare Loge" (Незримая ложа, 1793); имя Р. получило известность после выхода в свет романа "Hesperus oder 45 Hundsposttage" (Геспер или 45 дней собачьей почты, 1795). За ним последовали "Blumen- Frucht- und Dornenstucke oder Ehestand, Tod und Hochzeit des Armenadvokaten F. St. Siebenkas" (Отрывки о цветах, плодах, шипах, или супружество, смерть и свадьба адвоката для бедных Зибенкейза, 1796-1797). В Веймаре Р. познакомился с Гёте, Шиллером, Гердером. Затем появляются "Titan" (Титан, 1800-1803), в 1804 "Flegeljahre" (Озорные годы, 1804-1805) и "Vorschule der Aesthetik". В том же году он окончательно переселился в Байрейт. В байрейтский период своей жизни Р. издал романы "Dr. Katzenbergers Badreise" (Путешествие д-ра Катценбергера на воды, 1809) и "Der Komet oder Nikolaus Marggraf" (Комета или Николай Маркграф, 1820-1822) и др. Р. вышел на лит-ую арену, когда замерло течение "Бури и натиска", отражавшее в литературе протест "плебейских" элементов бюргерства не только против феодализма, но и против ограниченности общебуржуазных стремлений. Убежденный сторонник идей Великой революции, чуждый узкому национализму, ищущий в умственной жизни Германии национального преломления "всечеловеческих" (т. е. буржуазно-демократических) идей, Р. непосредственно примыкает к "штюрмерам", но вместе с тем является учеником великого просветителя - Лессинга. Подобно "штюрмерам" Р. является певцом и апологетом низших слоев третьего сословия ("Зибенкейз", "Leben des Quintus Fixlein" ("Жизнь Квинта Фикслейна", 1796), "Озорные годы"). От "штюрмеров" идет и руссоистская борьба Р. за свободу чувства. Близка к "штюрмерам" и социология Р. - восприятие государства и общества как живого организма, который не должен терпеть насилия и принуждения. В полном согласии с традициями XVIII в. Р. во время наполеоновских войн четко отделяет вопрос национального освобождения Германии от ненависти к французскому народу, французской культуре и Великой революции. В последнем своем романе "Комета" Р. клеймит политику Священного союза и начатую в Германии "травлю демагогов". Социология, этика, мораль, эстетика Р. противостоят тому периоду немецкой литературы, который немецкие писатели-демократы 30-40-х гг. звали "периодом искусства", "периодом идеализма" или даже "периодом Гёте". В своем не только личном, но и социальном бунте против "холодного, односложного, бездушного бога" Гёте и "скалоподобного" Шиллера (Р. воспринял Шиллера в Веймаре не как "штюрмера" и автора "Разбойников", а как автора "Мессинской невесты") Р. предвосхитил отношение к "периоду искусств" интернациональной демократии 30-х и 40-х гг., особенно ярко проявившееся у Гейне и Герцена. Счеты свои с "миром эстетической видимости" (Меринг) Р. сводит в романе "Титан", который вместе с "Vorschule der Aesthetik" является наиболее ценной частью его творческого наследия. ............ |