МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Национальный Аэрокосмический Университет
им. Н.Е. Жуковского
Эссе по философии
На тему:
Иррационализм в философии Артура Шопенгауэра
Выполнил: студент 750м группы
Проверил: преподаватель
Ковалевская О.В.
2010
Артур Шопенгауэр родился в 1788 году в семье немецкого коммерсанта Генриха Шопенгауэра и Иоганны Шопенгауэр. Семья Шопенгауэров не характеризовалась, как семья живущая в любви и теплых отношениях между членами семьи. Иоганна была намного младше Генриха, тем самым вызывая у него патологическое чувство ревности, муж ей запрещал покидать дом и принимать гостей. В феврале 1788, когда родился Артур, Иоганна в своём дневники писала: «Мне как всякой молодой матери, нравится забавляться со своей «новой куклой». Но новые куклы очень скоро становятся старыми».[1 стр. 90] Из данных слов становится понятно отношение матери к своему ребенку, Иоганна была не принимающей и эгоцентричной матерью.
Вышедшая замуж в молодом возрасте она постоянно будет об этом жалеть, она считала себя способной к поэзии, а ревнивый муж и родившееся дети ей не давали реализоваться как поэтессе.[1]
Отношения отца к Артуру было, как к наследнику главы торгового дома Шопенгауэра в воспитание его он не вмешивался, виделись они очень редко. Через 16 лет после рождения сына, Генрих Шопенгауэр покончит жизнь самоубийством. Иоганна Шопенгауэр, освободившись от пут брака, начинает реализовываться в светской жизни, она становится хозяйкой литературного дома в Веймаре, где она очень близко сойдется с Гёте.[1]
Жизненные пути каждого из членов семьи Шопенгауэров шли по отдельности, Артур и его младшая сестра Адель Шопенгауэр, были обречены на одиночество. Одиночество преследовавшее его с детства не оставит его на протяжении всей его жизни.[1]
Артур Шопенгауэр всю жизнь был холостяком, мотивируя тем, что женщины это те, кто покушается на свободу мужчины. Относился с пренебрежением к субъективным благам но относился очень бережливо к собственному здоровью. По отношению к людям он характеризовался как мизантроп, как известно людей он называл пренебрежительно «Двуногие». Много времени проводил за чтением книг, как он говорил о своём времяпровождении «Не будь на свете книг, я давно пришел бы в отчаяние…», однако к прочитанному относился очень критично, так как выступал за самостоятельное мышление и собственное мнение к прочитанному.[1]
Значимое влияние на философа оказали работы Иммануила Канта и философские идеи Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды), Упанишады и труды стоиков. Критиковал своих современников Гегеля и Фихте.[2] Называл мир, в противоположность измышлениям Лейбница, - «наихудшим из возможных миров», за что и получил прозвище «философа пессимиста».[4]
Свои идеи Шопенгауэр черпал из трудов Платона, трансцендентальной философии И. Канта и древнеиндийский трактат Упанишады. Тем самым Артур Шопенгауэр попытался синтезировать идеи западной культуры (где базисом философии был рационализма) и идеи восточной культур (где в противоположность западу базисом служил иррационализм). Иррациональный стиль мышления основан на вере в существование не подлежащие объяснению и не подчиняющихся разуму сил, управляющих как человек так внешним миром. ............