Часть полного текста документа:ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ РЕФЕРАТ по Искусству Тема: "Искусство чайной церемонии" Автор: студентка 2 курса 2 группы "Связи с общественностью" Хрипко Екатерина Алексеевна Москва - 2001 г. Оглавление: Введение.................................................................................3 стр. Глава 1. История распространения чая.............................................4 стр. Глава 2. Легенда появления чая......................................................6 стр. Глава 3. Культ чая как элемент дзен- буддизма..................................6 стр. Глава 4. Действо и принципы чайной церемонии................................8 стр. Глава 5. Чайная комната и пространство вокруг нее............................15 стр. Глава 6. Чайные процессы............................................................20 стр. Заключение...............................................................................26 стр. Список используемой литературы...................................................27 стр. Введе ние. Культура древнего Востока насыщена непривычными для нас символами и традициями, загадочными, как иероглиф. Одна из таких традиций - знаменитая на весь мир чайная церемония. Определить точную видовую принадлежность чайной церемонии в системе искусств, пользуясь категориями европейского искусствознания, нелегко. Ей нет аналогии не в одной художественной культуре Запада или Востока. Обыденная бытовая процедура чайного напитка была превращена здесь в особое канонизированное действо, разворачивавшееся во времени. Происходившее в специально организованной среде, "режиссура" ритуала строилась по законам художественной условности близкой к театральной. Архитектурное пространство организовывалось с помощью классических искусств, но при этом цели ритуала были не художественные, а религиозно-нравственные. Философия чая - это не просто эстетизм в обычном значении слова, ибо она, соединяя в себе этику и религию, выражает наше представление о человеке в природе. Это - гигиена, потому что она побуждает к чистоте; это - бережливость, потому что она учит находить комфорт в простом; это - моральная геометрия, поскольку она определяет наше чувство меры по отношению к миру. Эта философия олицетворяет настоящий дух восточной демократии, делая всех своих приверженцев аристократами по вкусам. Чай был сначала лекарством, а после сделался напитком. В Китае, в восьмом столетии, чай вошел в область поэзии, как средство утонченного развлечения. В пятнадцатом столетии чай возвысился до религии эстетизма - тиизма. Тиизм - это культ, основанный на поклонении прекрасному среди низости повседневного существования. Этот культ предписывает чистоту и гармонию, тайну милосердия во взаимных отношениях романтизм социального порядка. По существу, это - культ Несовершенного, поскольку он представляет слабую попытку совершись что-то, возможное в условиях того невозможного, что мы называем жизнью. Тиизм проник и в элегантные будуары и в жилище смиренных. В обыденной речи на Востоке говорят о человеке, что в нем "совершенно нет чая", когда он нечувствителен к трагикомической стороне личной драмы. А о неукротимом эстете, который, не обращая внимания на мирскую трагедию, бросается стремглав в поток эмоций, говорят, что в нем "слишком много чая". Посторонних наблюдателей удивляет внимание, оказываемое этой церемонии, некоторые шутливо называют ее "бурей в чашке чая". ............ |