Реферат по предмету: «Культурология»
Тема: «Искусство Древней Греции и Древнего Рима»
План
1. Критское искусство
2. Искусство греческой архаики
3. Греческая скульптура
4. Особенности античного искусства
5. Эпоха эллинизма
6. Культура Рима
Список используемой литературы
1. Критское искусство
Искусство Древней Эллады своими корнями уходит не только в культуру древневосточных цивилизаций, но также и в Критомикенскую культуру, которая была открыта благодаря археологическим раскопкам на о. Крит. Найденные в конце XIX в. – начале XX в. останки этой культуры позволяют судить о достаточно высоком уровне развития духовной и материальной культуры народов, проживавших в конце III – нач. II тыс. до н. э. на о. Крит, а несколько позже в городе Микены, расположенном на греческом материке близ побережья Эгейского моря.
Критские письмена до сих пор не расшифрованы, и остается открытым вопрос о том, к какой этнической группе принадлежали эти народы и каков был их общественный уклад. Большинство ученых склоняются к выводу, что на Крите, так же как и в Египте, была рабовладельческая монархия. Другие считают, что там существовало родовое, доклассовое общество типа военной демократии.
При раскопках в Кноссе на о. Крит найдены останки дворцового сооружения. Своей причудливой архитектурной формой оно напоминает греческий миф о Лабиринте. По-видимому, поэтические фантазии мифа появились не на пустом месте, и лабиринт действительно существовал. Стены дворца покрыты фресками, фрагменты которых достаточно хорошо сохранились. Довольно часто на них, так же как и на критских сосудах, можно встретить изображения быка: то мирно пасущегося, то разъяренного. Образ быка в критском искусстве, так же как и в античных мифах, встречается часто - очевидно, это животное играло какую-то важную роль в жизни древнего народа и его религии.
Критское искусство не подчинялось строгим канонам, как предшествовавшее ему египетское искусство. Отсюда впечатление радости и непосредственности, которым веет от произведений критского искусства. В то же время критские изображения во многом напоминают египетские рельефы с часто встречающимися изображениями животных (львов, кошек и проч.). Найденные в Кносском дворце рельефные изображения человеческих фигур также во многом по своей манере напоминают египетские. Все это свидетельствует о том, что критяне, поддерживавшие торговые и культурные отношения с Египтом, могли позаимствовать у него и манеру написания рельефов.
Однако за внешним сходством с египетским искусством обнаруживаются и существенные различия в мироощущении и стиле критян. На Крите предпочитают непринужденность и большую свободу в изображении фигур, в то время как в египетском искусстве главное - это строгость и геометрические формы, суровая величавая простота, симметрия, каноничность изображения. Достаточно часто критяне изображали женские фигуры, которые отличались непринужденностью и большей свободой - возможно, они были жрицами или это явилось отражением матриархальных отношений на о. Крит - неизвестно. Кроме того, критское искусство отличает стремление к причудливым и извилистым линиям, в живописи и дворцах-лабиринтах царит ассиметрия. ............