Часть полного текста документа:Искусство и цивилизация Контрольная работа по этике Автор Юлия Петрова Разночтения в целях цивилизации и культуры в социологических теориях искусства. Как самостоятельная дисциплина социология искусства сложилась в середине XIX веке. В ту пору происходит социальная проблематика искусства выделяется в отдельный раздел, ранее включавшийся в эстетические и искусствоведческие теории. В социологии искусства сразу наметились два относительно независимых русла: первое - теоретическая социология искусства, второе - эмпирическая, или прикладная, социология искусства. В области теоретической социологии искусства работали Ипполит Тэн (1828-1893), Ж.-М. Гюйо (1854-1888), Герберт Спенсер (1820-1903), Георг Зиммель (1858-1918), Эмиль Дюркгейм (1858-1917), Макс Вебер (1864-1920), Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) и др. В задачи теоретической социологии искусства входило выявление различных форм взаимосвязи искусства и общества, воздействия ведущих социальных групп на тенденции художественного творчества и критерии художественности, системы взаимоотношений искусства и власти. В русле эмпирической социологии искусства развертывалось исследование аудитории искусства, изучение стимулов приобщения публики к разным видам искусств, статистический и количественный анализ процессов художественного творчества и восприятия. Одной из основных проблем теоретической социологии искусства стала проблема отношений искусства и цивилизации. Особую актуальность она получила еще в философско-эстетических теориях конца XVIII - начала XIX в. В работах просветителей, романтиков, представителей немецкой классической эстетики несовпадение целей цивилизации и культуры понималось как острая и углубляющаяся проблема. Высказывались идеи, что, выигрывая в процессе материально-экономического развития в качестве рода, человек проигрывает в качестве индивида. Усиление специализации в сфере производства приводит к тому, что индивиды, добиваясь совершенства своего частного дела, утрачивают сознание непосредственного единства с целым, т.е. опосредованно - с обществом. Отсюда следовал вывод, что искусство благодаря его высшим возможностям оказывается для современного человека чем-то отошедшим в прошлое, - красота стала смещаться в область частичной проблематики. Про конфликт цивилизации и культуры писали и романтики, но, в их устах это противостояние проявлялось как конфликт культуры и искусства. Первоначально, на рубеже XVIII-XIX вв., понятие культуры отождествлялось с понятием цивилизации, выступало в качестве ее синонима. Отношения цивилизации и искусства приобрели смысл противоположности соответственно внешнего и внутреннего существования. За специализацию трудовой деятельности, являющейся неотъемлемой чертой прогресса, человек платит большой ценой. Но "неужели же, однако, назначение человека состоит в том, чтобы ради известной цели пренебречь самим собою?" - восклицал Шиллер. Рост технического совершенства, улучшение материальных условий жизни человечества - закономерная и желанная цель, но в процессе этой тенденции человек утрачивает целостность своего духовного бытия, полноту отношений с миром, что свидетельствует о расщеплении его существа и превращении его в частичного человека. Конфронтации между цивилизацией и культурой как причины исторической эволюции искусства. ............ |