Часть полного текста документа:ISO 9000 как инструмент организационных изменений Опыт западных исследователей показывает, что основная мотивация получения сертификата одобрения для большинства компаний - внешнее давление со стороны потребителей. Серия стандартов ISO 9000 рассматривается как условие ведения бизнеса. Докторское исследование, проведенное Van der Wiele (1998) в течение пяти лет, показывает, что положительный результат от применения серии стандартов серии ISO 9000 могут быть достигнуты, только если внедрения связано с мотивацией менеджеров нацеленной на проведение изменений и постоянного внесения улучшений в бизнес процессы. Это включает организационные изменения, и затрагивает такие вопросы как: мотивация менеджеров, знания системы менеджмента качества и организационных порядков, стимулирующих постоянное улучшение и вовлечение сотрудников. По результатам статистического анализа выявлена значительная корреляция внутреннего давления с улучшением результатов ведения бизнеса, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе; внешнее давление связано с улучшением результатов только по одному из трех выбранных критериев и только в краткосрочной перспективе. Основная причина ускоряющегося распространения применения серии стандартов ISO 9000 заключается в том, что крупные потребители, включая правительство, требует от поставщиков пройти сертификацию на соответствие стандарту; а также причины связанные с выходом на Европейский рынок. Как только несколько организация отрасли получают сертификат, срабатывает эффект лавинообразного спроса на получение сертификата, так как конкуренты вынуждены следовать этому, чтобы соответствовать. Причина Уровень важности Удержание/увеличение доли рынка 4,08 Повышение эффективности 4,07 Рассматриваться в качестве участника тендеров 3,98 Маркетинговые выгоды 3,96 Предоставление основы для ТМК 3,66 Разработка смены корпоративной культуры 3,22 Примечание: цифры указывают среднюю важность причины по пятибалльной шкале. Организация процесса подготовки к сертификации Решение о получении сертификата соответствия серии стандартов ISO 9000 принимается организациями по различным причинам; мотивация станет решающим факторов, определяющем подход к ТМК. Выделяют пять подходов к стратегии качества на пути к получению сертификата соответствия ISO 9000. Стратегия качества, тип 1 Сертификат ISO 9000 первым делом: минималистский (т.е. вынуждены пройти сертификацию, ТМК не рассматривается). Основные черты: Вынужденное получения сертификата, обусловлено политикой правительства или требованиями потребителей. От сертификации ожидаются незначительные выгоды, в то время как она рассматривается как весьма затратное мероприятие. При подготовке к получению сертификата привлекаются консультанты в области управления. Незначительное привлечение сотрудников при разработке стандартов, положений и инструкций. Обычно в малых и средних предприятиях. Стратегия качества, тип 2 Сертификат ISO 9000 первым делом: конвертируется (т.е. вынужденное прохождение сертификации рассматривается как возможность и основа для разработки ТМК). ............ |