Часть полного текста документа:Исполнение постановлений Европейского суда по правам человека в Восточной и Западной Европе Чуркина Людмила Михайловна Влияние постановлений Европейского Суда по правам человека на национальные правовые системы государств-членов Совета Европы Тема юридической природы постановлений Европейского суда по правам человека является важной и актуальной во многих государствах-участниках Конвенции, точно также как важна тема исполнения постановлений Суда государствами. Ведь недостаточно одного только вынесения каким-либо органом решения, необходимо еще, чтобы эти решения исполнялись. Это представляет проблему, поскольку в международном праве действует принцип суверенного равенства государств, то есть исполнение постановлений Суда представляет вопрос, относящийся как к правовой, так и к политической сфере. Кроме того, за последнее время претерпели существенные изменения Совет Европы и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Изменились и правовые стандарты государств-членов Совета Европы. В соответствии с частью 1 статьи 46 Конвенции "Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются соблюдать окончательные решения Суда по делам, в которых они являются сторонами". Из данного положения Конвенции явно следует, что решения Суда имеют обязательный характер. "В то же время, - пишет М. Лобов1 , - постановления Суда квалифицируются нередко как носящие декларативный характер". Констатация Европейским Судом нарушения Конвенции налагает на государство- ответчик в силу части 1 статьи 46 четкие и определенные обязательства. Государство, против которого принято декларативное постановление о нарушении прав человека, не только должно выплатить определенную компенсацию, оно должно принять соответствующие меры индивидуального характера по отношению к потерпевшему меры (так называемые меры индивидуального характера), чтобы "положить конец нарушению и устранить его последствия с целью восстановления, насколько это возможно, ситуации, существовавшей до нарушения",2 и, если это необходимо, также меры общего характера, способные эффективно предотвратить дальнейшие наруше¬ния Конвенции, подобные тем, которые были уже выявлены Судом. Многие ученые говорят сейчас о влиянии постановлений Европейского Суда на национальные правовые системы государств-членов Совета Европы. Высказываются различные позиции - от рекомендательного характера и необязательности постановлений Европейского суда до полного приоритета над постановлениями локальных судебных инстанций. В связи с этим возникает вопрос о соотношении международного публичного и национального права, поскольку это является важным для эффективности установленной Конвенцией системы. Профессор С.В. Черниченко по этому поводу отмечает: "Способы согласования внутригосударственного и международного права различны и зависят от права конкретного государства. Здесь, правда, надо сделать одну оговорку: государства могут договориться об использовании определенных способов согласования. Но сущность этого процесса всегда одинакова: приведение государством своего внутреннего права в соответствие с международным с целью обеспечить выполнение предписаний, дозволений и запретов, установленных последним"3 . Англосаксонские и скандинавские государства традиционно разделяли позицию дуализма, в соответствии с которой международное публичное право и национальное право являют собой различные и независимые правовые системы. ............ |