ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОХОДОВ ОТ НЕФТИ АРАБСКИМИ СТРАНАМИ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ
денежный средство арабский социальный нужда
На сегодняшний день насчитывается 17 арабских стран, в которых обнаружены и разрабатываются коммерческие месторождения нефти. Поэтому можно с уверенностью сказать, что нефть определяла, определяет и будет определять дальнейшие судьбы всего арабского региона, во всяком случае, до тех пор, пока не будут найдены и внедрены какие–либо альтернативные источники
Некоторые аспекты схемы использования доходов от нефти арабскими странами, невзирая на их различную социально–политическую окраску, проводимый внешнеполитический курс, размеры запасов жидкого топлива и т.п., довольно просты и хорошо знакомы любому россиянину, хотя бы часть своей сознательной жизни прожившему в условиях советской экономики. В частности, нефть во всех арабских странах законодательно объявлена национальным достоянием и принадлежит государству в лице госсектора, который через бюджет перераспределяет доходы от ее продажи на все остальные нужды. Понятно, что это перераспределение осуществляется с помощью планов и программ социально–экономического развития, которые готовятся министерствами планирования, также существующими в этих арабских странах. Эти программы развития составляются на срок от 1 года до 5 лет, подвергаются в ходе выполнения корректировкам, но не являются, как в бывшем СССР, законами, а только ориентирами для деятельности различных министерств и ведомств, осуществляющих различного рода проекты.
Корректировки связаны, как правило, с конъюнктурой мирового рынка жидкого топлива. Например, "обвал цен" на этом рынке середины 80–х годов заставил все нефтеэкспортирующие арабские страны пересмотреть свои планы и программы развития, "заморозить" ряд крупных строек, ограничить импорт и т.п. Но, и это весьма характерно, социальные программы развития практически нигде (кроме Алжира, который до сих пор за это расплачивается всплесками фундаментализма) серьезным корректировкам не подвергались. Замечу также, что в ряде случаев бывает довольно трудно провести четкую грань между средствами, идущими на социальные нужды, и другими источниками госдоходов, которые также используются для выполнения социальных программ. Наиболее четко использование доходов от нефти выражено в Кувейте.
Кувейт, как и другие арабские страны, для исполнения социальных и иных программ развития использует бюджет, около 90% доходной части которого составляют поступления от экспорта жидкого топлива. В доходную часть бюджета включены также налоги на прибыли нефтяных компаний и "роялти" (фиксированная арендная плата нефтяных компаний). В нее не входят поступления от продажи нефтепродуктов и нефтехимикатов (как внутри страны, так и за рубежом), которые включаются в отдельный бюджет государственной компании "Кувейт Петролеум Корпорейшн" (далее КПК). В статью "прочие доходы" не включаются поступления от инвестиций за рубежом, а только доходы от налогов на госпредприятия и таможенные сборы. Поскольку местное население освобождено от уплаты любых налогов, то и такой статьи в бюджете нет.
В расходной части бюджета особое место занимают расходы постоянного характера (так называемые консолидированные), которые автоматически переходят из бюджета в бюджет. ............