Содержание
Введение
Расчет -критерия для таблицы распределения размерности 2х2
Проверка распределения на нормальность с помощью критерия Колмогорова-Смирнова
Расчет t-критерия Стьюдента для зависимых выборок
Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена
Список литературы
Приложение
Введение
математический метод психологическое исследование
Каждый человек в своей жизни использует статистику, задумывается он о том или нет. Когда планируется бюджет семьи, рассчитывается потребление бензина автомашиной, оцениваются усилия, которые потребуются для усвоения какого-то курса, с учетом полученных до сих пор отметок, прогнозируется вероятность хорошей и плохой погоды по метеорологической сводке и многое другое – все это есть статистика. Статистика помогает отбирать, классифицировать и упорядочивать большое множество имеющихся данных.
Широко используется статистика и в психологических исследованиях. Использование математических методов в психологии весьма удобно и эффективно при синтезе данных, полученных на различных группах объектов в том или ином эксперименте, при их сравнении с целью выяснить черты различия между ними, при их сопоставлении с целью выявить показатели, изменяющиеся в одном направлении, и, наконец, при предсказании определенных фактов на основании тех выводов, к которым приводят полученные результаты. Именно в этом заключается цель статистики в науках вообще, и особенно в гуманитарных. Статистика, таким образом, придает выводам весомость и достоверность.
В данной работе для обработки полученных в ходе исследования эмпирических данных была использована интегрированная система анализа и обработки данных Statistica 5.5.
Расчёт –критерия для таблицы распределения размерности 2×2
Критерий χ-квадрат – это критерий, который часто используется в психологических исследованиях. Он позволяет решать очень большое число разных задач, а исходные данные для него могут быть получены в любой шкале, даже в шкале наименований.
В распределении 2х2 рассматриваются 2 признака, и χ-квадрат критерий позволяет установить зависимость между этими признаками.
Пусть в качестве признака А рассматривается опосредованное запоминание, а в качестве признака В рассматривается пол; тогда А1-низкий уровень опосредованного запоминания, А2-высокий уровень опосредованного запоминания, В1- мужчины, В2- женщины.
Предположим, что в результате диагностики были получены следующие значения эмпирических частот распределения:
a = 15, b = 25, с = 27, d = 30,
где a - количество мужчин с низким уровнем опосредованного запоминания,
b - количество мужчин с высоким уровнем опосредованного запоминания,
с - количество женщин с низким уровнем опосредованного запоминания,
d - количество женщин с высоким уровнем опосредованного запоминания.
Заносим значения этих частот в таблицу распределения.
Таблица 1.1 Значения частот распределения
А1 А2 А1 А2 В1 a b В1 15 25 В2 c d В2 27 30
Проверим требование Юла и Кендалла для каждой теоретической частоты (каждая теоретическая частота должна быть 5)
а' = (a+b)*(a+c)/N ≥ 5
b' = (a+b)*(b+d)/N ≥ 5
c' = (a+c)*(c+d)/N ≥ 5
d' = (c+d)*(b+d)/N ≥5
N=a+b+c+d 30 N=15+25+27+30=97 30
Подставляем значения:
а' = (15+25)*(15+27)/97 ≈ 17,3 ≥ 5
b' = (12+25)*(25+30)/97 ≈ 21 ≥ 5
c' = (15+27)*(27+30)/97 ≈ 24,7 ≥ 5
d' = (27+30)*(25+30)/97 ≈ 32,3 ≥ 5
Так как каждая теоретическая частота удовлетворяет требованию Юла и Кендалла, строим теоретическую таблицу распределения и переходим к расчету .
Таблица 1.2 Теоретическая таблица распределения
А1 А2 В1 17,3 21 В2 24,7 32,3
=(ad-bc)2*N/(a+b)*(a+c)*(c+d)*(b+c);
=(450-675)2*97/(15+25)*(15+27)*(25+30)*(25+27) = 1,02
Для установления статистической значимости полученное значение сравниваем с меньшим значением и находим уровень значимости p по следующей таблице:
Таблица 1.3 Уровень значимости p
2,71 3,84 6,64 10,83 p 0,1 0,05 0,01 0,001
Если p = 0,1 – то имеет место тенденция к статистической значимости; p 0,1 – результат является статистически значимым, p > 0,1 – результат не является статистически значимым.
Если результат не является статистически значимым, дальше рассчитывать не надо!
Так как 1,02 < = 2,71 при p > 0,1, результат не является статистически значимым.
Установим силу связи между изучаемыми признаками. ............