Часть полного текста документа:Использование метода репертуарных решеток в целях коррекции профессиональных мотивов у студентов технических вузов средствами физического воспитания Т.Д. Булавкина, Е.Д. Никитина, А.Л. Полов, Брянская государственная инженерно-технологическая академия, Брянск Происходящие в стране реформы не только затронули экономику и социально-политическую систему, но и существенно отразились на культурной сфере, привели к реформам системы образования. Коренным образом изменился социальный заказ на специалистов вузовского уровня. Многие авторы [9, 12, 17 и др.] убеждены, что физическое воспитание в вузе нуждается в переосмыслении, что, как справедливо отметила еще в 1992 г. Л.И. Лубышева, *... не происходило главного - обращения сознания студента к пониманию и принятию физической культуры как жизненно важной ценности* [12, с.10]. В действующей в настоящее время программе по физической культуре для высших учебных заведений [18] говорится о необходимости формирования у студента мотивов овладения физической культурой. Признавая важность выполнения ряда контрольных нормативов по физической подготовленности студентов, авторы программы предлагают уделять большее внимание формированию личности, способной к самостоятельной организации здорового образа жизни. Несмотря на сказанное, физическая культура в высшей технической школе оказалась в двойственном положении, когда новые методологические и концептуальные принципы опираются на былой традиционный "нормативный' подход. Тем самым оказалось размытым представление о роли и месте физической культуры в профессиональном становлении будущих специалистов. Признаваемое за студентом право на выбор средств и форм занятий физической культурой контрастирует с продолжающей существовать установкой на так называемую физическую подготовку. Введение в подобную систему понятия "мотива" без разработки его критериальной определенности вольно или невольно приводит к его подмене более "доступными" критериями, в качестве которых обычно выступают посещаемость занятий, участие в спортивных мероприятиях, сдача нормативов и т.п. Нормативный подход, посещаемость занятий в роли критериев, определяющих мотивы занятий физическими упражнениями, часто препятствуют адекватному восприятию физической культуры как необходимого компонента культуры профессионала в той или иной области. В связи с вышеизложенным представляется очевидной ситуация практической и теоретической неразработанности проблемы формирования и коррекции мотивов овладения физической культурой в русле профессиональной подготовки студентов технических вузов. В качестве гипотезы мы предположили, что можно повысить личностную значимость физической культуры для будущих специалистов с высшим образованием путем адекватной коррекции мотивационной сферы. Это могло бы выразиться в актуализации личностных смыслов занятий физической культурой и определении путей взаимного опосредования физкультурно-спортивных мотивов и мотивов учебных, профессиональных, культурных [1]. Определив целью исследования формирование личностной потребности в занятиях физическими упражнениями и спортом, выступающей в качестве одного из условий профессионального становления студента, необходимо поставить как минимум две задачи: - выявить особенности мотивов занятий физической культурой у студентов и их возможную взаимосвязь с профессиональными мотивами; - разработать педагогические условия и приемы, обеспечивающие их коррекцию путем переструктурирования мотивационной сферы личности и расширения у студентов взаимосвязей учебно-профессиональных и физкультурных мотивов. Существенной особенностью данного исследования было использование метода репертуарных решеток, что позволило изучать у студентов мотивы и их структуры, максимально приближенные к независимой от исследователя личностной позиции испытуемого. ............ |