Часть полного текста документа:Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе Смирнов И.А. Современная наука не стоит на месте, и биология в этом плане не является исключением. Бурное развитие молекулярной биологии значительно повлияло на наши представления о процессах, происходящих в клетке, а широкое применение биохимических, генетических, молекулярно-биологических методов в классических науках, таких как экология или систематика, привело к смене целого ряда парадигм. Зачастую новые знания, а тем более и новые технологизированные поколения, требуют новых форм представления учебного материала. Одной из таких форм в школьном и дополнительном образовании могут стать мультимедийные презентации. Эта форма подачи материала уже давно стала обычной практикой на научных конференциях, в последнее время она все более широко используется в высших учебных заведениях. Однако мультимедийные презентации практически не применяются в современном школьном и дополнительном образовании. Конечно, это связано с целым рядом объективных причин: необходимо дорогостоящее оборудование - мультимедийный проектор, хороший компьютер... Хотя часто проектор есть, но он пылится где-нибудь на полке. И с одной стороны это связано с неумением обращаться с техникой, а с другой - предубеждением против использования мультимедийных презентаций. Несомненно, против их использования порой выдвигаются вполне обоснованные аргументы. Но если ответственно подходить к созданию презентации, то многих проблем можно избежать, а преимущества выгодно использовать. Имея некоторый опыт проведения занятий с мультимедийными презентациями, как в дополнительном, так и в школьном и высшем образовании, я бы хотел им поделиться. Для начала необходимо проанализировать преимущества и недостатки презентаций, обсудить принципы их грамотного составления и возможные варианты реализации - те темы, где использование мультимедийных презентаций было бы наиболее выигрышно. Хочу сразу отметить, что презентации ни в коем случае нельзя считать панацеей, и их использование оправдано далеко не для каждой темы и каждого занятия. Сначала о плюсах. Во-первых, использование мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Действительно, презентации облегчают показ фотографий, рисунков, графиков, географических карт, гербарных материалов. Кроме того, используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна демонстрация динамичных процессов. Еще одно преимущество - проигрывание аудиофайлов. Все вместе это обеспечивает "аффективность" восприятия информации - излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции. Вторым преимуществом мультимедийных презентаций является быстрота и удобство воспроизведения всех этих фотографий, графиков и т. п. В-третьих, презентации дают возможность показать структуру занятия: в начале урока можно раздать распечатки плана лекции или урока, а затем с помощью заголовков на каждом слайде дать возможность следить за ходом изложения материала. Так же стоит выносить на слайды все ключевые слова и непонятные термины. Это облегчит их восприятие и написание слушателями. ............ |